Posted 27 сентября 2016,, 07:59

Published 27 сентября 2016,, 07:59

Modified 31 марта, 01:45

Updated 31 марта, 01:45

РЖД ожидают крупного убытка в 2017 году и просят правительство о помощи

27 сентября 2016, 07:59

«Российские железные дороги» (РЖД) могут закончить 2017 год с убытком в 142,4 млрд руб. Таков прогноз самой компании, который был сделан для межведомственной рабочей группы, вчера ее заседание провел зампред правительства Аркадий Дворкович.

«Эти 142 млрд — так называемый нулевой вариант финансового плана, рамочный показатель. В нем учтены все возможные риски будущего года, в том числе падение экономики, ухудшение ситуации на мировых рынках, отсутствие роста погрузки и проч. Такой предельный стрессовый сценарий формируется ежегодно», — объяснил газете «Ведомости» источник, знакомый с расчетами РЖД.

Представитель Минэкономразвития уверяет, что компании не грозит убыток даже без индексации тарифов. А федеральный чиновник знает, что цифра актуальна. Представительница Дворковича отказалась от комментариев.

Со своей стороны, гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин считает, что такой убыток может сформироваться из-за того, что расходы вырастут — в основном из-за закупок, где цены не зависят от РЖД, а доходы не будут индексированы.

В 2017 году РЖД прогнозирует продолжение негативных тенденций в перевозках: низкодоходных грузов (уголь, нерудные материалы) будет больше, пробег порожних вагонов увеличится. Доход РЖД в следующем году составит 1,24 трлн руб., на 0,2% выше прогноза 2016 года, если тариф вырастет на 4,5% (прогноз индексации), а грузооборот — на 13,8 млрд тонно-километров, или на 0,5%.

В прошлом году чистая прибыль РЖД составила 318 млн руб. против 44 млрд убытка в 2014 году. Выручка увеличилась до 1,5 трлн или на 7,8%. Чистая прибыль в I полугодии 2016 года — 28, 6 млрд, или на 56% больше, чем в I полугодии 2015 года, выручка — 771,5 млрд руб., или на 4% больше.

Но этого мало для безубыточности. РЖД может получить прибыль в 10 млрд в 2017 году, если им удастся оптимизировать расходы на 50,3 млрд и получить 17,6 млрд в виде дивидендов от «дочек», прибыли от перевозок на МКЖД и проч. Еще 40 млрд руб. компания надеется получить, если будет продлено действие экспортной надбавки к тарифам. Надбавка в 13,4% сроком до января 2017 года введена из-за девальвации рубля в 2014 году, но с тех пор отменена для энергетических углей и металлургической продукции.

Если экспортная надбавка будет отменена, РЖД предлагают дополнительно индексировать тарифы в 2017 году: на контейнерные перевозки и перевозки в полувагонах грузов 1-го и 2-го класса — на 4,2%, для грузов 3-го класса — на 2,2%, для порожнего пробега — на 2,75%. Если и такая мера не будет принята, компания предлагает индексировать тариф за порожний пробег на 10%. (Сейчас убыток РЖД от перевозки порожних вагонов — 63,5 млрд руб. в год.). Еще 40 млрд руб. принесет изменение в тарификации нефтяных грузов.

Если указанная точечная индексация тарифов вступит в силу, тарифная нагрузка на производителей щебня увеличится максимум на 10,3 руб. на тонне, на угольщиков — на 21,4 руб., а на производителей черных металлов — на 52,1 руб., говорится в материалах РЖД к совещанию у Дворковича.