Posted 6 марта 2018,, 09:45

Published 6 марта 2018,, 09:45

Modified 30 марта, 20:32

Updated 30 марта, 20:32

Эксперты РАНХиГС развеяли миф о пользе слабого рубля

6 марта 2018, 09:45

Заявления российских чиновников о пользе слабого рубля для развития российской промышленности имеют мало общего с реальностью: подавляющее большинство промпредприятий зависимы от импорта и потому заинтересованы в укреплении российской валюты. На это указывают эксперты РАНХиГС в мартовском «Мониторинге экономической ситуации» в стране.

Благодаря валютным интервенциям Минфина, скупающего на рынке доллары, евро и фунты стерлингов на дополнительные нефтегазовых доходы бюджета, рубль отказывается расти вместе с ценой нефти, которая на 60% определяет приток валюты в страну: с июня 2017-го баррель Brent подорожал в 1,5 раза — с $44 до $65. Курс доллара при этом практически не изменился и остался около 56 рублей, сообщает Finanz.

Оправдывая такую политику поддержкой промышленности, власти идут против мнений самих промышленных предприятий: лишь 25% из них видят для себя пользу от девальвации, показал опрос, который РАНХиГС проводила среди топ-менеджеров компаний.

Подавляющее большинство — 54% — высказываются за укрепление рубля, которое позволило бы им снизить издержки. Причина — в зависимости от импортного оборудования и комплектующих, найти замену которым внутри страны оказалось невозможно, объясняет заведующий лабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Cергей Цухло.

Если в 2015-м году 30% предприятий выражали готовность сократить или полностью свернуть закупки за рубежом машин, станков и технологических решений, то к 2017-му таких осталось лишь 7%.

Немногим лучше ситуация по сырью: три года назад о попытке перейти на отечественные аналоги говорили 22% опрошенных руководителей, а в прошлом году их доля сократилась до 8%.

48% руководителей полагают, что укрепление национальной валюты помогло бы им в осуществлении инвестиций.

Идею о том, что слабый рубль поможет простимулировать внутренний спрос на продукцию российских предприятий топ-менеджеры также отвергают подавляющим большинством: лишь 7% считают, что девальвация могла бы увеличить продажи, тогда как 38% придерживаются противоположного мнения и увязывают спрос, наоборот, с крепким рублем.