Posted 16 июля 2018,, 09:40

Published 16 июля 2018,, 09:40

Modified 30 марта, 19:17

Updated 30 марта, 19:17

В ЦБ оценили влияние повышения НДС на инфляцию в России

16 июля 2018, 09:40

Повышение основной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в России с 18% до 20% в 2019 году может добавить в рост потребительских цен от 0,8—1,25 процентного пункта. Такой прогноз делают аналитики Центробанка РФ в обзоре «О чем говорят тренды».

Как напоминают эксперты, «повышение основной ставки НДС и некоторое ослабление бюджетного правила позволят (как предполагается — ред.) профинансировать бóльшую часть дополнительных бюджетных расходов на инфраструктуру, здравоохранение, образование и другие сферы, заявленные в новых „майских“ указах президента (8 трлн рублей за шесть лет)».

В ЦБ считают, что под налогообложение основной ставкой НДС (18%) подпадает около 70% стоимости потребительской корзины (в структуре 2018 года).

«Максимальный прямой разовый эффект на инфляцию от повышения основной ставки НДС на 2 процентного пункта при полном переносе в потребительские цены составляет 1,16 процентного пункта. Поскольку на практике производители не полностью переносят налоговое бремя на потребителей за счет сокращения своей прибыли, мы оцениваем прямой эффект на инфляцию в 0,8—0,95 процентного пункта. Мы ожидаем, что бóльшая часть эффекта реализуется в течение одного—двух кварталов после повышения НДС: по опыту снижения НДС в 2004 году в России и повышения налога с продаж в 2014 году в Японии — уже в I квартале», — отмечается в обзоре.

При этом, не исключают аналитики, «возможен рост цен в несколько десятых процентного пункта в месяцы, предшествующие повышению НДС». «Так, в Германии и Японии производители поднимали цены до повышения налога на потребление. Российские потребители также могут сдвинуть момент покупки на конец 2018 года, и прежде всего — товаров длительного пользования. Вместе с тем, возможно появление вторичных эффектов на инфляцию. Они связаны с ростом инфляционных ожиданий и определенной степенью инертности в динамике цен. Наличие и масштаб вторичных эффектов зависят от политики Банка России по опережающему влиянию на инфляционные ожидания. Таким образом, эффект на инфляцию может составить в 0,8—1,25 процентного пункта» — допускают эксперты.

В целом, констатируют в ЦБ, «инфляция в июне временно понизилась до 2,3% год к году», «однако уже в июле, по ожиданиям, инфляция вернется к уровням предыдущих месяцев (2,4% — ред.)».

«Инфляционные ожидания населения продолжили негативно реагировать на произошедшее ранее ослабление рубля, рост цен на моторное топливо и объявленное повышение ставки НДС. Среднесрочные проинфляционные риски несколько усилились, по-прежнему преобладая над дезинфляционными. Среди основных рисков — геополитические факторы и всплески волатильности на финансовых рынках, переход к потребительской модели поведения за счет снижения нормы сбережений и ускоряющегося роста потребительского кредитования, повышенность и неустойчивость инфляционных ожиданий, ситуация на рынке труда, сохранение неопределенности относительно параметров налогово-бюджетных решений», — добавляют в Банке России.