Posted 1 октября 2018,, 09:15

Published 1 октября 2018,, 09:15

Modified 30 марта, 18:36

Updated 30 марта, 18:36

СМИ: Авиакомпании РФ впервые получили убытки на международных линиях

1 октября 2018, 09:15

Российские авиакомпании по итогам I полугодия 2018 года впервые в истории получили убытки на традиционно прибыльных международных направлениях.

Причиной такой отрицательной отчетности стал рост цен на керосин. При этом общий убыток отрасли удвоился и достиг 40 млрд рублей, так как компании, несмотря на рост расходов, не повышают цены в конкурентной борьбе, сообщает газета «Коммерсант».

По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в январе—июне текущего года к уже привычным потерям на внутренних линиях (37,1 млрд рублей, на 49% больше I полугодия 2017 года) впервые добавился отрицательный результат на международных маршрутах — 2,9 млрд рублей.

Так, если в 2017 году часть перевозчиков выходила на безубыточность после низкого зимнего сезона уже в мае, то в 2018 году из-за опережающего роста расходов — только в конце июня, уточнили в АЭВТ. Общие расходы перевозчиков увеличились на 22,1% до 645,3 млрд рублей, а доходы — только на 18,5% до 604,4 млрд рублей. Основной вклад в затраты внес авиакеросин — расходы на него выросли на 40,1% до 167 млрд рублей. По итогам года речь пойдет о дополнительных 75—80 млрд рублей затрат, ожидают в АЭВТ.

Цены на авиакеросин резко выросли весной из-за роста цен на нефть и ослабления рубля. В России рост биржевых цен составил 31,1% (до 47,2 тыс. рублей за тонну), в регионе Европа и страны СНГ, согласно мониторингу IATA, на середину сентября топливо подорожало на 30%, в Северной Америке — на 24%, в Латинской и Центральной Америке — на 27,2%, на Ближнем Востоке и в Африке — на 33%.

Правительство же пока не решило, выделит ли оно 22,5 млрд рублей для компенсации высоких цен на авиакеросин. При этом опрошенные изданием компании считают оптимальным решением повышение возвратного акциза на авиатопливо. Сейчас компании получают его с коэффициентом 2,08, то есть фактически субсидия составляет 3 тыс. рублей на тонну. Тем временем некоторые игроки пытаются решить проблему в двусторонних переговорах с нефтекомпаниями.

«Никакими искусственными мерами невозможно на протяжении длительного времени поддерживать воздушный транспорт, если он работает на экономически необоснованных низких тарифах», — полагает глава Infomost Борис Рыбак. Он подчеркивает, что ценовая политика авиакомпаний должна учитывать риски изменения ситуации на рынке, отмечая, что американские авиакомпании, находившиеся 15 лет в кризисе после событий 11 сентября, смогли решить проблемы, картельно повысив цены на билеты и уменьшив провозные емкости.