«Звезде» придется умерить аппетит?

Решение правительства РФ по Севморпути может говорить о переоценке значимости главной судоверфи на российском Дальнем Востоке.


© Фото с сайта www.novatek.ru

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение № 435-р, которое разрешает 26 судам, зафрахтованным газодобывающей компанией НОВАТЭК, перевозить сжиженный природный газ (СПГ) и газовый конденсат по Северному морскому пути из порта Сабетта под иностранными флагами до 30 декабря 2043 года. Это можно оценить как сильнейший удар по дальневосточной верфи «Звезда», строительство которой продвигает и курирует глава нефтекомпании «Роснефть» Игорь Сечин.

В 2017 году были приняты поправки в Кодекс торгового мореплавания, согласно которым перевозки нефти, газа и угля по Севморпути должны производиться только судами под российским флагом. Более того, с 1 января 2019 года новым танкерам иностранного производства запрещена перевозка СПГ и нефти по арктическому маршруту. Зарубежные суда могут быть допущены к работе, но для этого нужно согласие правительства РФ. Теперь это согласие получено, по крайней мере, в части перевозок СПГ: предполагается, что в 2025 году на него придется до 50% грузоперевозок по Севморпути.

Газовозы Yamalmax высшего ледового класса Arc7, которые были специально разработаны для транспортировки СПГ по Севморпути из порта Сабетта, в России не выпускаются. Все суда этого типа были построены на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering в 2016—2019 годах. И все они предназначены для перевозки сжиженного газа по проекту «Ямал СПГ», владельцем контрольного пакета которого является НОВАТЭК.

Первый из них был заказан компанией «Совкомфлот», спущен на воду в 2016 году и получил название «Кристоф де Маржери» в честь президента компании Total, который погиб 20 октября 2014 года в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково». В транспортировке сырья с «Ямал СПГ» примут участие 15 газовозов Yamalmax и ряд танкеров попроще, например, ледового класса Arc4. Всего под исключение на запрет ходить по Севморпути под иностранными флагами попали 26 судов различных классов и назначений, некоторые из которых еще не спущены на воду.

Маловероятно, что НОВАТЭКу одновременно понадобятся все эти суда. Но в 2022 году компания запустит новый газовый проект «Арктик СПГ-2», а танкеры, которые будут возить добытое сырье, как предполагалось, должны будут строиться на верфи «Звезда» и ходить под российским флагом.

Судоверфь «Звезда» в бухте Большой Камень под Владивостоком строится двумя очередями: первую предполагалось сдать в 2018 году, вторую — в 2023 году, к 2030 году на «Звезде» предполагалось построить 500 судов. Для ее строительства был создан консорциум «Современные технологии судостроения» (СТС) с участием «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка. Это проект Игоря Сечина, хотя возглавляемой им нефтяной компании в СТС принадлежит всего 5,5% акций. «Роснефтегаз», которому принадлежит 89% акций СТС, — это хранилище госпакетов, в частности, контрольного пакета акций самой «Роснефти», в его штате работает всего около 10 человек, поэтому его участие в консорциуме номинальное.

На стройку несколько раз приезжал президент России Владимир Путин. В марте 2018 года Игорь Сечин проголосовал на президентских выборах именно в Большом Камне, демонстрируя своими действиями, что возведение судоверфи находится под личным контролем первого лица государства. Год назад глава «Роснефти» заявил, что инвестиции в «Звезду» составят 200 млрд руб. (раньше озвучивалась сумма в 145,5 млрд руб.). Но рост капиталовложений не помог соблюсти график строительства и объемы производства. «Звезда» объявила, что сроки ввода в строй первой очереди перенесены с 2018 года на 2020 год. Окончание строительства теперь намечено на 2035 год, а число судов, которые будут построены к этой дате, составит 178 вместо 500.

Скорее всего, импортозамещение могло дорого обойтись российским газодобытчикам. Как сообщила газета «Коммерсант», «Совкомфлот» и «Звезда» до конца марта должны были подписать контракт на строительство головного танкера ледового класса Arc7 для «Арктик СПГ-2» НОВАТЭКа. В письме в Минпромторг «Роснефть», «Роснефтегаз» и Газпромбанк указали, что минимальная стоимость его строительства составит $383 млн. И это при полной загрузке верфи другими заказами. Если их не будет, стоимость газовоза может достигнуть $698,2 млн. Общее количество газовозов, которое «Звезда» собиралась построить для НОВАТЭКа, должно было составить 15 единиц. Головное судно должны были построить в 2020—2022 годах. Выпуск остальных 14 танкеров планировалось завершить к 2025 году.

По всей видимости, на самом верху прошло переосмысление значимости «Звезды» и создания на основе сечинского проекта центра всего российского танкерного судостроения. Дата ее ввода в эксплуатацию переносится, время уходит, а газовозы будут нужны точно в срок. И к тому же без разрешения президента России вряд ли могло быть подписано распоряжение, которое сильно ухудшает положение проекта в Большом Камне, который местные СМИ называют «любимым городом Путина и Сечина в Приморье».

Теперь у судовладельцев нет необходимости заключать контракты с недостроенной судоверфью на выпуск газовозов для «Арктик СПГ-2». По крайней мере, у них появилась возможность для маневра и торга с СТС по цене на танкеры, которые понадобятся НОВАТЭКу во время пика добычи на «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2».

По оценкам экспертов, «Кристоф де Маржери» обошелся «Совкомфлоту» в $290 млн. При такой цене судовладельцам пришлось бы переплатить за 15 аналогичных танкеров, построенных на «Звезде», как минимум $1,4 млрд, что значительно повысило бы стоимость их фрахта для НОВАТЭКа. А с учетом возможных переносов сроков строительства этих судов на «Звезде» потери газодобытчика могли бы оказаться еще выше.

Сергей Петров


Читайте также Медведев перед отставкой распорядился выделить около 130 млрд рублей на строительство атомного ледокола