Posted 9 июля 2019,, 17:21

Published 9 июля 2019,, 17:21

Modified 31 января, 23:16

Updated 31 января, 23:16

СМИ: Нефтяникам не удалось «выбить» новых компенсаций на сдерживание цен на бензин

9 июля 2019, 17:21
Нефтяные компании не сумели добиться от правительства новых субсидий для стабилизации цен на бензин и дизтопливо, сообщает РБК. Издание указывает, что чиновники согласовали им дополнительную компенсацию, однако на ту же сумму увеличат налог на добычу нефти.
Так, правительство направило в Госдуму предложения об изменении механизма стабилизации цен на топливо в России. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были обнародованы на сайте кабмина. В случае одобрения этих поправок, во II полугодии 2019 года за сдерживание цен на топливо компании могут получить дополнительные компенсации на 20 млрд руб., в следующем году — более 132 млрд руб. при текущих нефтяных котировках. Об этом РБК рассказал консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов.
Отмечается, что размер субсидии колеблется в зависимости от цен на нефть, курса рубля и спредов по нефтепродуктам. EY ранее оценивала дополнительную субсидию в 2019 году в 50 млрд руб., в 2020-м — в 90 млрд руб.
Вместе с тем, продолжил Тыров, изменение формулы компенсаций будет почти полностью компенсировано за счет роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Согласно оценкам эксперта, в этом году налоговая нагрузка на добычу возрастет на 19 млрд руб., а в следующем — уже на 120—130 млрд руб.
Как поясняет издание, правительство придумало схему компенсации, так называемую демпфирующую надбавку, в 2018 году после резкого скачка цен на бензин и дизельное топливо. Демпфер должен был стать экономической альтернативой принудительной заморозке цен на топливо. Данный механизм работает в обе стороны: если компании реализуют на внутреннем рынке топливо с большим дисконтом, бюджет компенсирует им недополученные доходы. Если же на внутреннем рынке формируется премия, нефтяники делятся дополнительными доходами с бюджетом.
Однако сами нефтяные компании критиковали формулу демпфера. Взамен предлагалось увеличить субсидию на топливо. В Минфине тогда заявили, что компании начинают терять маржу от продажи топлива на внутреннем рынке из-за роста цен на нефть, но и при этом зарабатывают сверхприбыль от продажи сырья. В ведомстве указали, что за счет этих сверхдоходов в добыче нефтяники и могли бы субсидировать низкие цены на топливо.
Демпфер начал действовать с 1 января 2019 года и сразу неправильно: нефтяники продавали бензин на внутреннем рынке с дисконтом, но все равно должны были доплатить государству. После этого чиновники все же решили изменить его параметры. Отмечается, что Минфин добился законодательного оформления предложения субсидировать нефтепереработку за счет добычи. НДПИ не учитывается при формировании цен на топливо, поэтому, по словам аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, решение правительства поднять этот налог не приведет к удорожанию бензина и дизеляю Однако, полагает Тыртов, решение правительства может негативно сказаться на сегменте добычи из-за роста инвестиционных рисков.