Posted 11 июля 2019,, 10:37

Published 11 июля 2019,, 10:37

Modified 30 марта, 16:26

Updated 30 марта, 16:26

Счетная палата РФ проверила типичные регионы и вскрыла системные проблемы

11 июля 2019, 10:37

Аудиторы Счетной палаты РФ завершили проверку администрирования имущественных налогов на примере Смоленской и Ивановской областей и их административных центров, выявив «системные проблемы, которые характерны в целом для страны».

Как пояснили в контрольном ведомстве, «эти регионы были выбраны поскольку ситуация с собираемостью данного налога там типичная для большинства субъектов России».

Одной из ключевых проблем, указали в Счетной палате, является «высокая задолженность по уплате». По данным на 1 января 2019 года она сравнялась с годовой суммой поступлений. При этом общая собираемость за год упала в среднем на 2,5%. «В региональном разрезе разброс более заметный. Если в Ивановской области падение составило 1,2%, то в Смоленской — уже 18,3%. «Собираемость по итогам 2018 года составила 87% по стране и 83% в Смоленской области», — пояснил аудитор Сергей Штогрин.

В связи с этим Счетная палата обозначила следующую проблему — «значительное количество объектов налогообложения, в частности земельных участков, не стоит на налоговом учете». К примеру, в 2017 году в Смоленске свыше 2,6 тыс. земельных участков площадью 2,43 млн кв. метров находились в базе данных Росреестра, но их не было в налоговых органах. В городе Иваново таких территорий в 1,6 раза больше. В результате бюджеты городов потенциально могли бы получить порядка 69 млн рублей и 90 млн рублей соответственно при условии, что все объекты, не состоящие на налоговом учете, подлежат налогообложению.

Более того, подчеркнули в ведомстве, кадастровая оценка объектов недвижимости не всегда проходит корректно. Стоимость квадратного метра соседних участков может в итоге различаться в сотни раз. «Удельный показатель кадастровой стоимости у одного земельного участка в одном кадастровом квартале города Смоленск составляет 2,15 руб., а у соседнего — 1464,29 руб. за кв. метр. Естественно, что налог и налоговая база по первому участку ничтожны по сравнению с соседним», — констатировал Штогрин.

В целом, подытожил он, поступления имущественных налогов — важная часть доходов региональных бюджетов, однако, по существу, они не оказывают существенного влияния на формирование бюджетов субъектов России. На начало года доля таких налогов с физических лиц в консолидированном бюджете субъектов России составила всего 2,5%.

«Земельный налог и налог на имущество физлиц — это налоги, которые должны фактически формировать бюджеты муниципальных образований. Они вообще несостоятельные по своей сумме и не могут никак обеспечить даже в какой-то минимальной степени необходимые расходы муниципальных образований. Они даже несоизмеримы с коммунальными платежами», — заявил аудитор.