Posted 20 августа 2019,, 10:00

Published 20 августа 2019,, 10:00

Modified 31 января, 23:35

Updated 31 января, 23:35

Законопроекты о «регуляторной гильотине» подверглись критике

20 августа 2019, 10:00

Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов проанализировал подготовленные Минэкономразвития (МЭР) РФ проекты федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле» и «Об обязательных требованиях», направив соответствующий отзыв замглавы правительства РФ Константину Чуйченко.

Как сообщает пресс-служба бизнес-омбудсмена, Титов указал на ряд существенных недочетов в законопроектах.

Они подготовлены в рамках запуска так называемой «регуляторной гильотины». Эта стартовавшая в России большая реформа контрольно-надзорной деятельности ставит своей целью убрать устаревшие советские нормы и правила. Механизм предполагает отмену с 2021 года всех требований к бизнесу в сфере контроля и надзора, которые не были обновлены.

Однако, как, в частности, отметил бизнес-омбудсмен, проект закона о госконтроле унаследовал недостатки предыдущего документа, разрабатывавшегося Департаментом государственного регулирования экономики Минэкономразвития в 2014—2017 годах.

По словам Титова, законопроект «отличается чрезвычайной неопределенностью: решение многих важных вопросов оставляется на усмотрение административных органов». Кроме того, в законопроекте «не упоминается презумпция добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом, констатировал бизнес-омбудсмен, контрольно-надзорные органы «наделяются правом блюсти «и иные охраняемые законом ценности». Однако понятие «охраняемых законом ценностей» нигде не определено, что делает законопроект очень непредсказуемым для бизнеса.

Говоря о другом законопроекте, Титов посетовал, что понятие «обязательных требований» сузилось до требований, установленных нормативными правовыми актами. «Из него исчезли СанПины, ГОСТы, международные стандарты и т. д. Соответственно, на них не распространяются новые принципы регулирования (актуализация, категорирование, оценка регулирующего и фактического воздействия, единый реестр требований)», — обратил внимание бизнес-омбудсмен.

В то же время, добавил он, в законопроекте «сохраняются риски вменения уголовной ответственности вместо административной за одни и те же нарушения». К тому же, подчеркнул Титов, «в качестве критерия дифференциации ответственности указана «массовость несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований», но не ясно, является она основанием для ужесточения, либо, наоборот, смягчения ответственности».

Добавим, еще в апреле президент РФ Владимир Путин предупреждал, что реформа контрольно-надзорной деятельности, включающая в себя так называемую «регуляторную гильотину», не должна привести к образованию правового вакуума и «люкам» в этой сфере. На его взгляд, ни в коем случае нельзя допустить, чтобы «обнуление» плохо отразилось на интересах граждан, и призвал не впадать в крайности: ни чересчур контролировать бизнес, ни совсем ослабить контроль. И то, и другое — недопустимо, отметил он.

Позже, в начале июня, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, выступая на «Неделе российского ритейла», заявил, что некоторые из санитарно-эпидемиологических правил фактически являются невыполнимыми, так что бизнесу просто приходится идти на их нарушение. Поэтому Минпромторг выступает за отмену этих избыточных норм.