Posted 21 октября 2019,, 13:44

Published 21 октября 2019,, 13:44

Modified 1 февраля, 00:03

Updated 1 февраля, 00:03

«Я не верю в трехпроцентный рост»

21 октября 2019, 13:44
После череды скандальных отчетов о достижениях появляется все больше сомнений в достоверности нашей статистики, отмечает экономист Игорь Николаев.

Росстат и Минэкономразвития России практически одновременно опубликовали оптимистичные новости. Оказывается, ВВП страны в третьем квартале текущего года вырос на 1,9%. За этот же период доходы россиян, согласно данным статистического ведомства, увеличились на 3% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.

Между тем многие эксперты отмечают, что нет никаких видимых причин как для серьезного роста доходов российских граждан, так и для роста ВВП. В связи с этим обозреватель «Росбалта» попросил прокомментировать эти данные директора Института стратегического анализа Игоря Николаева.

— Чем вы объясняете данные Минэкономразвития о росте ВВП России на 1,9% в третьем квартале этого года, а также сообщения Росстата за тот же период об увеличении доходов россиян на 3%?

— После целой череды скандальных цифр, опубликованных в этом году, у меня все больше сомнений в достоверности нашей официальной статистической информации. Особенно, конечно, показательны беспрецедентные данные по промышленности за июнь текущего года. После этого хочешь — не хочешь, а смотришь на все эти цифры уж точно с сомнением.

Что касается резкого роста реально располагаемых доходов населения. Объяснение этого тем, что зарплаты в стране выросли на 7%-8% процентов не убеждают, потому что они и раньше у нас росли и сильно опережали рост реально располагаемых доходов.

Но самое главное может быть даже не в этом. Это просто чудеса, когда (официально) доходы и реальная заработная плата растут, а оборот розничной торговли фактически стоит на месте. Так не бывает. Потому что если доходы растут, то люди эти средства, как правило, тратят. Эти показатели должны коррелировать друг с другом. А у нас оборот розничной торговли в сентябре вырос на 0,7%, платные услуги — также существенно ниже 3 процентов.

В общем, это как-то совсем не вяжется с данными по росту доходов. Поэтому у меня большие сомнения насчет этого трехпроцентного роста реально располагаемых доходов российского населения. Вряд ли они настолько выросли.

— Откуда же тогда эти данные взял Росстат?

— Я думаю, что статистическое агентство в русле тенденций последнего времени просто «подкорректировало» цифру доходов. Я не верю в трехпроцентный рост. Если бы речь шла об 1% — это еще как-то было бы похоже на правду, поскольку коррелировало бы с другими показателями.

— А что вы скажете о росте ВВП на 1,9%?

— Здесь у нас ВВП выступает как производный показатель. Если (по официальным данным) промышленное производство растет на 3%,а сельское хозяйство в сентябре вообще выросло на 5,6%, то не так удивительно, что ВВП показывает более высокую динамику роста, чем это было в первом и втором кварталах. Но так как есть сомнения по некоторым видам деятельности, то и этот показатель представляется мне явно завышенным.

Например, рост инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2019 года у нас составил 0,6%. Увеличение показателей строительства тоже — менее одного процента. То есть инвестиции и такие инвестиционно емкие отрасли как строительство почему-то показывают гораздо более скромный результат по сравнению с промышленностью, нужные цифры по которой Росстат научился давать в первую очередь.

Тут надо опять же вспомнить июньские показатели по промышленности, когда рост 3,3% математически никак не сходился с цифрами роста по разным видам экономической деятельности, которые и составляют общие показатели по промышленному росту…

— Правительство говорит о росте в сельском хозяйстве в сентябре на 5,6 процента. Чем это объясняется?

— Скорее всего, тут цифры по растениеводству. В сельском хозяйстве у нас очень многое зависит от погоды. Понятно, что осень — это урожай. Но если в базе прошлого года за этот же период были низкие показатели, то за этот год могут быть более высокие. По сельскому хозяйству нередки такие сезонные колебания — то существенный плюс, то — минус. Это специфика этой отрасли. Допускаю, что этим и объясняется рост на 5,6% процента.

Беседовал Александр Желенин