Posted 24 октября 2019,, 15:20

Published 24 октября 2019,, 15:20

Modified 1 февраля, 00:05

Updated 1 февраля, 00:05

Костин заметил «какую-то санкционную паузу»

24 октября 2019, 15:20

Глава ВТБ Андрей Костин считает, что в настоящее время наступила санкционная пауза, и в ближайшее время усиления санкционного давления на экономику России не будет. Такое мнение он высказал сегодня в интервью телеканалу «Россия 24».

На взгляд Костина, «сейчас какая-то такая санкционная пауза наступила, надеюсь, что мы в ближайшее время не увидим усиления санкционного давления на нас», сообщает РИА «Новости».

Более того, глава ВТБ рассчитывает на «какие-то „подвижки“, которые позволят европейским странам принимать какие-то меры по снятию, облегчению санкций».

Россия и Запад с 2014 года, после присоединения Крыма к РФ, регулярно обмениваются взаимными санкциями.

Тем временем ранее в четверг эксперты международного рейтингового агентства Moodyʼs предупредили о риске введения новых антироссийских санкций, что усложнит достижение целей по повышению экономического роста в стране.

«Риск новых санкций является характеристикой российского кредитного профиля», — заявил вице-президент, старший кредитный эксперт Moodyʼs, ведущий аналитик по суверенному рейтингу России Эван Волманн.

По его словам, «в целом, добиться реализации амбиций по увеличению темпов роста и уровня жизни будет сложнее с учетом риска введения новых и диверсификации текущих санкций в будущем».

При этом эксперт признал, что «августовские (финансовые) санкции (от США — ред.) оказались слабее, чем ожидалось, однако они делают выпуск облигаций более сложной задачей».

Напомним, на прошлой неделе, находясь с официальным визитом в Сербии, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев выразил надежду, что санкции против России и ответные меры Москвы рано или поздно будут отменены. «Санкции и наши ответные санкции, так называемые контрсанкции, — это не очень хорошо и, конечно, рано или поздно это все закончится», — заявил премьер.

Ранее в октябре президент РФ Владимир Путин дал понять, что не собирается обращаться к лидерам западных стран с просьбой о смягчении санкций в отношении России. «Нет. Я никогда с подобной просьбой ни к кому не обращался и обращаться не буду», — отметил Путин. При этом он добавил, что обе стороны должны понимать выгоду отмены санкций.

В конце сентября директор аналитической группы Fitch Ratings по суверенным рейтингам Эрик Ариспе выразил уверенность, что долгосрочный кредитный рейтинг России, по версии Fitch, мог бы быть выше, если бы не угроза новых санкций и низкие темпы экономического роста. Месяцем ранее Fitch подняло кредитный рейтинг России с BBB- до BBB со стабильным прогнозом. Это предпоследний рейтинг инвестиционной категории (ниже идет так называемая мусорная категория). Fitch оценивает Россию на одну ступень выше, чем другие крупнейшие рейтинговые агентства — Moodyʼs и S&P, сообщал РБК.

Добавим, что в середине августа аналитики Центра экономических исследований — Института экономики (CERGE-EI) Чехии Анна Пестова и Михаил Мамонов подготовили статью для Института переходных экономик Банка Финляндии, в которой указали, что западные финансовые санкции определенно повлияли на экономику России, но не были единственной движущей силой кризиса. Эксперты, опираясь на данные Росстата, указали, что в деньгах потери экономики от санкций можно оценить более чем в 800 млрд рублей в ценах 2011 года.

Авторы статьи полагают, что замедление российской экономики началось примерно за год до введения санкций. Спад экономического роста продолжился в 2014 году, когда годовой рост ВВП составил 0,7% (при 3,7% в 2012-м и 1,8% в 2013 году). Эксперты объясняют замедление экономики в тот период главным образом структурными проблемами — негативными демографическими трендами, избыточным регулированием, слабой деловой средой.

При этом Пестова и Мамонов признают, что санкции ограничили доступ российских компаний к внешним займам, в результате чего в 2014—2015 годах объем корпоративного внешнего долга сократился на 25%.

Кроме того, резко упали цены на нефть, что сильно отразилось на экономике, поскольку продажа нефти и газа составляет 70% российского экспорта товаров.