Posted 25 октября 2019,, 08:57

Published 25 октября 2019,, 08:57

Modified 30 марта, 15:41

Updated 30 марта, 15:41

Проект трехлетнего бюджета РФ раскритиковали за излишний оптимизм

25 октября 2019, 08:57

Эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ), а также МГУ и РАНХиГС, подвергли критике проект бюджета РФ на 2020—2022 годы, который в среду прошел первое чтение в Госдуме, за излишний оптимизм экономического прогноза, недостаточные инвестиции в человеческий капитал и рост налоговой нагрузки.

Первому чтению в нижней палате парламента предшествовало рассмотрение проекта в комитетах Госдумы, а также академических и деловых кругах, сообщает РБК.

В частности, указывают эксперты, базовый вариант макроэкономического прогноза на 2020—2022 годы, на основе которого сформирован бюджет, предусматривает рост ВВП в 2020 году на 1,7% и на 3,1—3,2% в последующие годы. По итогам 2019 года экономика должна вырасти на 1,3%, что эксперты ВШЭ считают излишне оптимистичным.

Кроме того, указывают они, бюджет консервирует сложившуюся структуру расходов при невозможности существенно увеличить производительные бюджетные расходы (на образование, здравоохранение, инфраструктурные инвестиции) даже в условиях реализации национальных проектов.

В связи с этим ВШЭ предлагает дополнительно проанализировать риски неполной реализации нацпроектов в связи с недостаточным финансированием из федерального бюджета.

Ранее на этой неделе председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин сетовал, что проекте федерального бюджета на 2020—2022 годы, который сегодня прошел первое чтение в Госдуме, вновь не проглядывается «бюджетный маневр» в пользу социальных расходов. «Первый раз задачу бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения ставили 11 лет назад, хотели поднять до 5% ВВП по каждой сфере. Это было бы сравнимо с расходами развитых стран. Сейчас эти расходы ниже, чем в 2008 году. В трехлетнем бюджете этого маневра снова не видим», — написал Кудрин на свой странице в Twitter.

Кроме того, он выразил беспокойство тем, что в проекте «недостаточно системных стимулов роста экономики». «Приветствую новые меры сокращения бедности, дополнительные деньги на нацпроекты, но за 3 года структура бюджета практически не меняется», — указал глава контрольного ведомства.

Более того, добавил он, «все больше индикаторов говорит, что темпы роста экономики будут ниже официального прогноза: инвестиции в первом полугодии выросли на 0,6%, рост инвестимпорта по году ожидается 0,2%, выпуск инвестпродукции сокращается, индекс PMI — самый низкий за 10 лет».

Напомним, что, согласно проекту, в следующие три года доходы бюджета будут расти, и он сохранит профицит, хотя к 2022 году бюджетные излишки не превысят 0,2% ВВП. Так, доходы госказны в 2020 году должны составить 20,379 трлн рублей, в 2021-м — 21,246 трлн рублей, а в 2022 году — 22,058 трлн рублей. Расходы составят, соответственно, 19,503 трлн рублей, 20,634 трлн рублей и 21,763 трлн рублей.

При расчете основных параметров бюджета правительство исходило из прогноза Минэкономразвития (МЭР), которое рассчитало, что в 2020 году в России будет рекордно низкая инфляция на уровне 3%, а рост экономики составит 1,7%.

Однако в 2021-м и 2022 году инфляция вернется на нынешний уровень в 4%, при этом ожидается двукратный экономический рост в 3,1% и 3,2% соответственно. В МЭР заявили, что такие темпы развития станут возможными из-за предполагаемого роста инвестиций в российскую экономику. Впрочем, в Центробанке и Счетной палате такой прогноз считают слишком оптимистичным и предлагают ориентироваться на отметку в 2,5% роста ВВП по итогам 2022 года.

В 2020 году увеличатся расходы на социальную политику, а также здравоохранение и образование. При этом сократятся траты на национальную оборону, которые, тем не менее, снова увеличатся к 2022 году — до 3,33 трлн рублей, не считая секретных расходов бюджета. Государство также будет тратить еще больше денег на обеспечение национальной безопасности, но только в 2020 году — на 225,1 млрд рублей больше по сравнению с 2019 годом.