Posted 28 октября 2019,, 16:40

Published 28 октября 2019,, 16:40

Modified 30 марта, 15:40

Updated 30 марта, 15:40

Эксперты рассказали, на какие отрасли российской экономики оказали наибольший эффект санкции

28 октября 2019, 16:40
Наибольший эффект санкции оказали на развитие сельского хозяйства и IT, считают эксперты Coface. Вместе с тем, подчеркнули они, импортозамещение в России по-прежнему сильно зависит от зарубежных технологий и оборудования.
Как сообщает РБК, в своем отчете эксперты Coface омтметили, что ограничительные меры дали возможность РФ снизить зависимость от импортной продукции и найти новые источники доходов от экспорта. Особенно быстро, указала в Coface, процесс диверсификации идет в российском агропродовольственном секторе и сфере информационных технологий. При этом импортозамещению препятствуют недостаточный объем внутреннего производства и низкое качество продукции. Специалисты также указывают, что многие предприятия получают прибыль только лишь благодаря привилегиям от заинтересованности властей в импортозамещении.
По данным экспертов, РФ импортирует значительно больше технологий, чем экспортирует. Так, по материалам ООН и Globaleconomy, поставки технологий составили всего 0,58% экспортного портфеля в 2017 году, а почти половина (46%) импорта приходится на оборудование и аппаратуру, треть (35%) — на интеллектуальные решения.
Как рассказал РБК руководитель Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий Николай Комлев, ограничительные меры со стороны Запада лишили часть российских компаний самых прибыльных рынков США и центральной Европы. Более того, контрагенты западных компаний избегают сотрудничества с российскими, опасаясь вторичных санкций. Несмотря на то, что российские разработчики переориентировались на азиатский и латиноамериканский рынки, они менее безопасные в плане защиты интеллектуальной собственности, добавил собеседник издания.
Процесс импортозамещения тормозит также и нехватка инвестиций. В нацпрограмме «Цифровая экономика» на импортозамещение программного обеспечения (ПО) заложено 5 млрд руб. В то же время российские производители просят 70 млрд руб. господдержки, уточнил Комлев. Таким образом, возникает дилемма — бизнес уверяет, что готов покупать российское и ждет готовых решений,а разработчикам не хватает инвестиций и они опасаются, что вложатся, а готовый продукт будет невостребован, пояснил эксперт.
Как отметили в Coface, наиболее эффективным ответом России на санкции стал запрет на импорт продуктов из ЕС и США. Продовольственное эмбарго затронуло около 10% всего объема потребляемых страной продуктов. В 2014 году 60% фруктов и 20% молочной продукции в российских магазинах были импортными, под запрет попала примерно половина поставок в каждой категории, оценили в эксперты компании. Тем не менее зависимость России от иностранных поставщиков сохраняется. Это касается как закупок оборудования, так и кормов, саженцев и семян.
Несмотря на переключение на поставки из стран и даже нелегальный ввоз европейской продукции, дефицит импортных продуктов привел к росту цен, из-за которого покупатели переключились на более дешевые отечественные аналоги или вовсе отказались от некоторых позиций, указывает Coface. Соответствующий вывод подтвердили и результаты исследования KPMG — самую большую цену за обеспечение импортозамещения заплатил потребитель.
В Coface подчеркнули, что диверсификация экономики невозможна без достаточного количества базового сырья, современных средств производства и благоприятного делового климата. В России же, помимо роста политических рисков и дефицита рабочей силы, негативный деловой климат отрицательно сказывается на объеме внутренних и иностранных инвестиций в экономику, а они могли бы ускорить процесс диверсификации и снизить зависимость страны от импорта, добавили эксперты.