Posted 13 ноября 2019,, 13:10

Published 13 ноября 2019,, 13:10

Modified 1 февраля, 00:14

Updated 1 февраля, 00:14

В России изменят валютную структуру ФНБ и присматриваются к юаням

13 ноября 2019, 13:10

Валютная структура Фонда национального благосостояния (ФНБ), изменение которой пройдет в течение 2020 года, будет близка к валютной структуре международных (золотовалютных, ЗВР) резервов Банка России, но не идентична ей. Об этом сегодня заявил журналистам замглавы Минфина РФ Владимир Колычев.

Он пояснил, что «геополитические риски — это один из ключевых факторов, почему структура ЗВР меняется», сообщает «Финмаркет».

Как указал Колычев, «доля доллара (в ФНБ — ред.) будет пониже, валюты разные рассматриваются, естественно, все резервные, те, которые по стандартам МВФ в резервные включаются, в том числе юани и другие страны».

При этом международные резервы Центробанка РФ, по данным на 31 марта (более поздняя статистика регулятором пока не раскрывалась), складывались из: евро — 30,3%; долларов США — 23,6%; золота — 18,2%; юаней — 14,2%; фунтов стерлингов — 6,6%; японских иен — 3,9%; канадских долларов — 2,5%; австралийских долларов — 0,8%, отмечает РБК.

Напомним, еще на прошлой неделе стало известно, что Министерство финансов намерено в 2020 году пересмотреть валютную структуру Фонда национального благосостояния, заметно сократив долю доллара и добавив другие резервные валюты. Об этом в комментариях агентству Reuters заявил неназванный представитель Минфина. По его словам, доля американской валюты в ФНБ будет снижена до значений, сопоставимых с долей доллара в золотовалютных резервах Банка России.

По данным министерства, на начало октября доля американской валюты в структуре ФНБ составляла 45,5%. На долю евро приходилось 39,17%, британского фунта — 7,67%.

Объем Фонда национального благосостояния, по оценкам Минфина, увеличился за прошлый месяц на 21,925 млрд рублей и на 1 ноября 2019 года достиг 7 трлн 949 млрд 611,2 млн рублей. Эта сумма эквивалентна $124 млрд 459 млн.

Добавим, что в России периодически «всплывает» тема дедолларизации экономики, а сама страна постепенно переходит на национальные валюты в торговых расчетах с другими государствами. Однако этот процесс тормозится из-за глобальной исторической роли доллара США как самой ликвидной валюты с высокоразвитой системой корреспондентских счетов.

В конце июля директор департамента Минфина по контролю за внешними ограничениями Дмитрий Тимофеев заявил РБК, что широкое использование доллара в международных расчетах дает возможность США вмешиваться в экономические связи третьих стран. Причем, по словам чиновника, более широкое использование нацвалют поддерживается Евросоюзом и Китаем. В то же время Тимофеев признал, что уход от доллара не будет быстрым — требуется перестройка всей мировой финансовой системы.

В числе проблем он видит валютообменный рынок: ликвидность, например, пары рубль/юань сейчас низкая. Кроме того, указал он, «почти везде в мире конвертация из одной нацвалюты в другую, как правило, идет через долларовую „ногу“».

Впрочем, в начале октября президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании форума «Российская энергетическая неделя», заявил, что доверие к доллару падает во всем мире. По его словам, попытки США использовать доллар как политическое оружие — это большая ошибка.

Путин привел цифры: мировые расчеты в долларах упали с 50% до 44%. При этом Россия 72% расчетов с партнерами по ЕАЭС осуществляет в рублях, добавил президент.

Между тем в середине октября агентство Bloomberg подсчитало, что Россия недополучила примерно $7,7 млрд за первый год «эксперимента» Путина по сокращению доли доллара в золотовалютных резервах. На фоне санкций российский Центробанк начал перекладываться в «слабые» валюты вроде евро и юаня, «упустив» укрепление доллара на 6,5%.

Как полагает заместитель главного экономиста Института международных финансов Элина Рыбакова, «это экономическая цена решения геополитических проблем». Впрочем, указала эксперт, «пока тяжело судить, стоило ли оно того». «В этом году были потери, но это долгосрочная инвестиция», — подчеркнула Рыбакова.

При этом часть потерь из-за активов в юанях и евро России компенсируют растущие запасы золота, — в настоящее время на этот «драгметалл» приходится самая большая доля в российских запасах с 2000 года.