Posted 18 ноября 2019,, 06:00

Published 18 ноября 2019,, 06:00

Modified 1 февраля, 00:16

Updated 1 февраля, 00:16

Рейтинг России растет на экономических спорах

18 ноября 2019, 06:00
Всемирный банк отметил рост качества арбитражного правосудия в нашей стране.

Россия вошла в топ-30 мирового рейтинга Doing Business, позиция в котором служит ключевым индикатором инвестиционной привлекательности страны. При этом представители российского Минфина, Федеральной налоговой службы, правовых институтов не согласны с некоторыми оценками Всемирного банка, считая их заниженными. Но даже с учетом возможной недооценки прогресс впечатляет: за 5 лет, с 2014 года, Россия поднялась с 96-го на 28-е место в этом рейтинге. Одним из главных факторов взлета, признают эксперты, стала чрезвычайно эффективная реформа судебно-арбитражной системы.

За последние годы российской арбитражной команде, возглавляемой зампредом Верховного суда РФ, председателем Судебной коллегии по экономическим спорам Олегом Свириденко, удалось совершить практически невозможное. От былой «неповоротливости», забюрократизированности системы арбитражного правосудия не осталось и следа.

Реформа шла по двум параллельным направлениям: во-первых, менеджмент (как ни странно, к современной российской судебной системе это сродное слово вполне применимо) — организационные решения, позволившие существенно сократить количество «барьеров», которые приходилось преодолевать любому иску. А во-вторых, внедрение новых технологий, автоматизация многих процессов. Причем, и то и другое направления реформы решали одновременно две задачи: упрощение и ускорение механизма плюс эффективная защита от коррупции.

Как отмечают эксперты отраслевого портала Pravo.ru, институт автоматизации судебного процесса, действующий в арбитражных судах России, не имеет аналогов в мире. Дела распределяются автоматически и в случайном порядке, можно подавать иски в электронном виде, а все решения суда публикуются в открытом доступе. Многие из этих нововведений, кстати, остались не замеченными Всемирным банком; а если бы составители Doing Business внимательнее отнеслись к таким «мелочам», рейтинг России мог подняться еще на несколько пунктов. Для российских же предпринимателей важно то, что на выходе процесс разрешения споров в арбитражных судах многократно ускорился. По этому показателю мы получили одну из самых быстрых в мире судебных систем — таких, как арбитражные суды США, Норвегии или Эстонии. А, к примеру, суды Германии от российских уже отстают.

Арбитражной команде Верховного суда при поддержке председателя ВС Вячеслава Лебедева и активном участии региональных руководителей удалось также развернуть суды лицом к предпринимателям, превратить этот институт из чего-то надменно-государственного в нормальный «b2b-сервис», как это и должно быть в экономически развитой стране. В докладе Центра развития современного права, приуроченном к выходу нового рейтинга Doing Business, содержится цитата, наиболее точно отражающая результат этой реформы. «Институциональное оформление судебной системы России в полной мере соответствует требованиям бизнес-ориентированности: коммерческие споры рассматриваются специально созданными арбитражными судами всех уровней; для дел с небольшой суммой исковых требований применяется особая облегченная процедура; в целях дополнительной защиты интересов хозяйствующих субъектов предусмотрена возможность досудебного ареста движимого имущества», — констатировали эксперты ЦРСП.

В ЦРСП уверены, что если бы Всемирный банк обратил внимание на все эти аспекты, то Россия по показателю «качество арбитражного правосудия» могла бы получить не 9,5 баллов из 18 возможных, а не менее 14. Но даже заниженная оценка позволила нам войти в группу самых комфортных для разрешения экономических споров стран.

На достигнутом новая команда правоведов, пришедшая в Коллегию по экономическим спорам ВС, похоже, останавливаться не собирается. Есть еще множество направлений, по которым можно и дальше совершенствовать российские арбитражные суды. Эксперты, например, говорят, что неплохо было бы внедрить практику уведомления ответчика о поданном иске в электронной форме, избавить заявителя от необходимости предоставлять оригиналы квитанций или платежек при уплате государственных пошлин. Поскольку страна уже вошла в цифровую экономику, многие подобные действия можно производить в «облаке», на межведомственном уровне, не нагружая ими участников судебного процесса.

Так что, скорее всего, в ближайшее время мы станем свидетелями внедрения этих и других новшеств в российскую арбитражную систему, что позволит ускорить процесс движения страны к топ-20 рейтинга Doing Business. А именную такую задачу президент Владимир Путин поставил перед чиновниками в 2012 году.

Михаил Власов