Posted 19 ноября 2019,, 15:07

Published 19 ноября 2019,, 15:07

Modified 1 февраля, 00:18

Updated 1 февраля, 00:18

Регионы медленно стартовали в гонке за китайское внимание

19 ноября 2019, 15:07
«Образ России как страны-экспортера качественных товаров и услуг только начинает формироваться в глазах китайских потребителей», - говорится в рейтинге коммуникационной готовности регионов к работе с Китаем, составленном коммуникационной группой iMARS.
В ТОП-10 рейтинга вошли Приморский край, Новгородская область, Бурятия, Москва, Ростовская область, Новосибирская область, Астраханская область, Красноярский край, Пензенская область и Оренбургская область. Результаты рейтинга были представлены в рамках панельной дискуссии 18 ноября в МИА «Россия Сегодня».

В рамках дискуссии было отмечено, что на федеральном уровне ведется системная работа по расширению экспортного потенциала и привлечению иностранных инвестиций: реализуется национальный проект «Международная кооперация и экспорт», глобально утверждена Стратегия развития экспорта услуг, действуют межправительственные комиссии, работает система ВЭБ.РФ (в т.ч. Российский экспортный центр и т.д.). Однако успех зависит не только от федерального центра, но и от действий российских регионов, направленных на конкретный рынок, в данном случае, такой специфический, как Китай.

«Чем интересно исследование iMARS – так это тем, что оно выявляет, есть ли у регионов, по мнению самих же регионов, некий инструмент или набор инструментов и компетенций, которые позволяют им эффективно взаимодействовать с китайским рынком. Это дает надежду на то, что уже в ближайшем будущем каждый регион поймет, что это необходимо, и сможет самостоятельно настроить для себя эти инструменты», - отметил руководитель программы «Россия в Азиатско-тихоокеанском регионе» Московского центра Карнеги Александр Габуев.
«Поворот на Восток» официально стартовал. И прежде чем ожидать, что нас полюбят и к нам потянутся китайские инвесторы и импортеры, было бы логичным сделать так, чтобы для начала они о нас узнали. Но мы видим, что представленность российских регионов в медиа- и онлайн пространстве Китая находится в рамках статистической погрешности. Исследование показало, что пока у регионов отсутствует понимание необходимости проводить системную работу в интернете – в социальных сетях, интернет-изданиях, у блогеров. В том время, как это для Китая – основной информационный канал. Китайцы говорят: если тебя нет в интернете - ты не существуешь», - отметил руководитель международных проектов iMARS China Алексей Чигадаев.
Из максимально возможных 100 баллов рейтинга даже лидеры набрали лишь половину. Даже формальные показатели (наличие института развития, инвестиционного паспорта региона, наличие специалистов со знанием иностранных языков, наличие бюджета на коммуникации с Китаем, активность бизнеса, активность в СМИ и SMM, участие в деловых мероприятиях и т.п.) дали понять, что инфраструктура для эффективной работы не готова и наполовину.
«Не последнюю роль в этом играет китайская специфика – доминирование госсектора в экономике, высокая конкуренция - все крупные международные компании уже работают в Китае, языковой барьер. У Китая много особенностей ведения бизнеса, правовая система, регулирование, бизнес-этикет. При этом коммуникационные программы, которые реализуются регионами и на федеральном уровне, не имеют специальной заточки на Китай», - пояснил Алексей Чигадаев.
Участники дискуссии пришли к выводу о том, что компаниям и регионам важно наладить прямые каналы коммуникации, для создания и поддержания которых необходимы консультанты со знанием китайского языка. Нужны аккаунты в китайских соцсетях, адаптированные сайты экспортеров, электронные торговые площадки – нужно идти в интернет. Китайский пользователь должен иметь возможность найти интересующие его данные.
Важный момент - необходимость отработки механизма заочного участия региональных экспортеров в выставках/бизнес-миссиях в Китае: поиск квалифицированного представителя на месте, сбор обратной связи от китайских партнеров и т.д. На сегодня организация мероприятия в Китае часто начинается лишь за 1 месяц до даты проведения – этого недостаточно для сбора региональных экспортеров и бизнеса, качественной подготовки к мероприятию (создания презентационных материалов, подготовки В2В-встреч и т.д.).