Posted 2 декабря 2019,, 13:14

Published 2 декабря 2019,, 13:14

Modified 30 марта, 15:24

Updated 30 марта, 15:24

Стало известно, с чем связаны основные риски для экономики России

2 декабря 2019, 13:14

Эксперты Банк России полагают, что основные риски для экономики страны связаны с внешними факторами: торговыми войнами, геополитической напряженностью и замедлением темпов роста глобальной экономики. Об этом говорится в «Обзоре финансовой стабильности».

«Основные риски для российской экономики сейчас связаны с внешними факторами — прежде всего это обострение торговой и геополитической напряженности и, как следствие, более глубокое замедление глобального роста», — подчеркивают аналитики ЦБ.

При этом регулятор напоминает, что «Россия в высокой степени интегрирована в мировую экономику и не изолирована от внешних угроз».

Более того, констатируют эксперты, «снижение внешнего спроса на товары российского экспорта оказывает негативное влияние на темпы экономического роста в России», а «внешняя конъюнктура и ситуация на глобальных рынках также воздействуют на внутренний финансовый рынок и финансовую систему».

Банк России также указывает, что «ситуация в российской экономике в первом полугодии 2019 года несколько ухудшилась, в том числе на фоне происходящего замедления роста мировой экономики». «Негативное влияние на темпы роста экономики оказывают снижение внешнего спроса на товары российского экспорта, слабая динамика инвестиционной активности, а также временная жесткость бюджетной политики (сокращение расходов расширенного бюджета в реальном выражении в первом полугодии 2019 года). В условиях слабого роста реальных располагаемых доходов населения в отчетном периоде происходило снижение годового темпа роста оборота розничной торговли (при этом в октябре 2019 года наблюдалось ускорение роста показателя). Эти факторы обуславливают сохранение рисков в корпоративном и розничном кредитовании», — предупреждают в ЦБ.

Как полагает регулятор, к основным «внутренним уязвимостям» относятся увеличение долговой нагрузки населения, валютизация банковского сектора, зависимость от внешнего финансирования, рост доли долгосрочных активов на фоне преимущественно краткосрочного фондирования.

Напомним, на прошлой неделе президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф высказал мнение, что экономического роста в России не добиться без проведения институциональных реформ наряду с реализацией национальных проектов.

Как считает глава Сбербанка, «очевидно только одно — важен и, в общем, достаточно известен набор мер, которые нужны сейчас экономике». «Нужно более активно переходить к активным действиям, не только к реализации национальных проектов, но и к институциональных реформам, без которых экономического роста не будет», — заявил Греф.

В начале ноября, выступая в Госдуме, председатель Банка России Эльвира Набиуллина также выразила убеждение, что структурные реформы в России необходимо реализовывать безотлагательно, чтобы добиться желаемого роста ВВП страны.

«Экономический рост, по оценкам ЦБ, сейчас сдерживается прежде всего структурными факторами, с учетом того, что мы не можем рассчитывать на благоприятную внешнюю конъюнктуру, а глобальный рост вызывает все больше и больше сомнений», — указала Набиуллина.

Ранее председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин сетовал, что российские политики не привыкли работать на долгосрочную перспективу, вследствие чего страна попадает в «ловушку быстрых достижений».

Тем временем Минэкономразвития (МЭР) РФ разработало, а правительство согласовало план структурных реформ, реализация которых «критически необходима» для выхода экономики России на темпы роста выше среднемировых — не менее 3% с 2021 года. Для оперативного управления реформами глава МЭР Максим Орешкин предложил создать в правительстве новую структуру. Этим органом должна стать подкомиссия (предположительно, сам министр и возглавит) по обеспечению экономического роста и содействию реализации структурных реформ.

В свою очередь, помощник президента РФ Андрей Белоусов считает, что ускорению темпов роста российской экономики поможет реализация трех факторов. Об этом он заявил недавно в интервью газете «Известия». К первой группе мер Белоусов отнес удешевление заимствований, прежде всего благодаря снижению ЦБ ключевой ставки ориентировочно до 5%.

Вторая составляющая, по мнению помощника президента, сводится к улучшению инвестиционного климата за счет запуска «регуляторной гильотины» и защиты предпринимателей от давления силовых ведомств. А третий рецепт — повышение доступности технологий для бизнеса и обеспечение предприятий кадрами.