Posted 2 декабря 2019,, 17:00

Published 2 декабря 2019,, 17:00

Modified 30 марта, 15:24

Updated 30 марта, 15:24

СМИ: Отказ «Транснефти» полностью компенсировать потери пострадавшим от загрязнения «Дружбы» грозит международным конфликтом

2 декабря 2019, 17:00
Отказ «Транснефти» компенсировать в полном объеме ущерб, нанесенный получателям российской нефти и поставщикам в связи с загрязнением нефти, поставлявшейся через нефтепровод «Дружба» весной 2019 года, может привести к заметному международному конфликту, который способен сильно ударить по репутации России как нефтепоставщика. Об этом пишет «РАПСИ».
В июле стало известно, что Совет директоров компании «утвердил порядок осуществления выплат… и согласовал предельный размер выплат грузоотправителям по договорам об оказании услуг по транспортировке нефти из расчета $15 на один баррель некондиционной нефти». При этом грузоотправители должны документально подтвердить понесенные убытки.
Как отмечает РАПСИ, озвученные мнения экспертов по этому поводу сходятся в оценке, что подобные условия, как и размер компенсации, нарушают права поставщиков нефти и грозят заметным международным конфликтом, который может существенно ударить по репутации России как нефтепоставщика.
Напомним, что скандал вокруг нефтепровода «Дружба» разгорелся в апреле 2019 года. Тогда выяснилось, что нефть, поступающая из России в Европу по нефтепроводу «Дружба», была загрязнена дихлорэтаном. По данным немецких источников, в течение восьми недель непригодная к переработке нефть парализовала восточногерманские заводы. Помимо Германии, от этого инцидента пострадали импортеры в Польше, Венгрии, Словакии. Они, согласно оценке белорусских властей, должны были получить около 5 миллионов тонн (по данным «Транснефти» 4,3 миллиона тонн) загрязненной российской нефти. Вместе с тем примерно три миллиона тонн осталось на территории транзитных стран — Белоруссии и Украины.
«РАПСИ» замечает, что масштаб проблемы демонстрирует тот факт, что он приобрел политическое значение. Так, к решению вопроса о компенсациях ущерба уже подключились власти Белоруссии, Федеральное правительство Германии. Также эта проблема обсуждалась в Венгрии во время визита российского лидера Владимира Путина. Издание указывает, что нанесенный ущерб заключается не только в расходах на утилизацию загрязненной нефти, но и очистке трубопровода. Также СМИ обращает внимание и на вопрос о компенсации упущенной прибыли, образовавшейся в результате двухмесячного перерыва в поставках.
Согласно предварительным оценкам, она может составить 60 евро за баррель, т. е. примерно в четыре раза больше предложенных «Транснефтью» компенсаций.
Сиуацию осложняет также намерение руководства «Транснефти» требовать документального подтверждения полученного ущерба от пострадавшей стороны. Как поясняет «РАПСИ», для этого требуется вынесение соответствующего судебного решения, в связи с чем компаниям придется обращаться за ним в европейские суды. А это, полагают юристы, может привести к лавине судебных процессов в Европе против российской компании.
России может быть нанесен колоссальный репутационный ущерб как надежного поставщика энергоресурсов.