Posted 5 декабря 2019,, 10:16

Published 5 декабря 2019,, 10:16

Modified 1 февраля, 00:25

Updated 1 февраля, 00:25

Замглавы ФАС Редько убивает пассажирские авиаперевозки?

5 декабря 2019, 10:16
Профессиональная слабость чиновников может привести к утере транспортной связанности страны.

Генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев попросил Федеральную антимонопольную службу (ФАС) усилить контроль за непрекращающимся ростом тарифов на услуги аэропортов и цен на керосин на региональных аэровокзалах. Ранее он направил в ведомство соответствующее письмо. Как сообщает «Коммерсант», сложившаяся ситуация приводит к тому, что перевозчики уже не могут компенсировать эти дополнительные расходы, что ведет к увеличению стоимости билетов для пассажиров.

Например, в аэропортах Дальнего Востока происходит неконтролируемый рост стоимости авиационного керосина. Стоимость 1 тонны топлива в аэропортах Южно-Сахалинска и Петропавловска-Камчатского оказывается более чем на 20% выше, чем в Хабаровске и Владивостоке. И это при том, что уровень инфляции с начала 2019 года составил всего 2,39%

ТАСС приводит данные о росте стоимости обслуживания в аэропортах стандартного пассажирского судна — самолета Аэробус А-321. Так, за прошедший год цена подскочила на 31% в аэропорту Кемерово, а также на 25% в аэропорту Ижевска, на 15% в Комсомольске-на-Амуре, на 26% в Липецке и на 18% в Новокузнецке.

«Проводимая со стороны аэропортов политика по наращиванию собственной прибыли в отсутствие конкурентной среды оказывает влияние на реализацию программы по доступности перевозок для населения, ведет к наращиванию убытка авиакомпаний от авиаперевозок, так как авиакомпании по сравнению с аэропортами осуществляют свою деятельность в конкурентной среде, которая, кроме того, имеет ограничение по платежеспособности», — считает Виталий Савельев.

По данным Росстата, средняя стоимость перелета в эконом-классе с января по август 2019 года выросла на 24,1%. Аналитики отмечают, что это самое заметное подорожание авиабилетов с 2008 года, когда цены росли на волне общего кризиса. И несмотря на это, только за I квартал текущего года убытки авиаперевозчиков, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, достигли 45 млрд руб. Это огромная цифра, поскольку за весь 2018 год убытки отрасли составили 50 млрд руб.

Связи между ростом аэропортовых сборов и цен на авиабилеты не видят, похоже, только в ФАС. А статистические выкладки оценивают как «средние затраты пассажиров на усредненный перелет, что характеризует скорее покупательную способность населения, но не рост цен».

Причина такой «близорукости» ФАС объясняется просто: за регулирование тарифов в транспортной отрасли в ФАС отвечает замглавы ведомства Александр Редько. Помимо установления заоблачных тарифов для аэропортов, именно Редько выступает за выравнивание тарифов аэропортов для российских и зарубежных перевозчиков, что приведет к росту расходов российских авиакомпаний в три раза. И, как приходит к выводу издание «Аргументы недели», делает это в интересах отдельных олигархов, которым принадлежат новые аэропорты.

Получается, что инициативы ФАС препятствуют выполнению задач президента страны Владимира Путина по снижению тарифов и конечных цен для потребителей: столь агрессивное наращивание цен на аэропортовое обслуживание приводит к радикальному снижению количества рейсов и росту цен на авиабилеты для пассажиров. Действительно, авиаперевозчики, по их утверждению, исчерпали все резервы на компенсацию расходов и вынуждены перекладывать их в стоимость авиабилетов, что ведет к снижению пассажиропотока. Например, недавно открытый в Саратове аэропорт «Гарарин», по информации Lenta.ru, практически сразу остался без рейсов, потому что «оказался слишком дорогим для россиян». Ростовский «Платов» также долгое время не мог найти общий язык с перевозчиками из-за крайне высоких цен.

Журналисты «Аргументов недели» объясняют ситуацию тем, что «И „Гагарин“, и „Платов“ построены УК „Аэропорты регионов“, бенефициаром которой является Виктор Вексельберг. Примечательно, что эта компания управляет региональными аэропортами в городах-миллионниках, и везде установлены значительно более высокие тарифы, чем у ближайших соседей».

Как отмечает «АН», «еще одним бенефициаром от повышения аэропортовых сборов стала компания Олега Дерипаски „Базэл Аэро“, контролирующая воздушные гавани одного из наиболее популярных в стране туристических направлений — Краснодар, Сочи, Анапа. Именно этим олигархам замглавы ФАС Редько разрешил установить в новых аэропортах заоблачные тарифы. Проигравшими остались пассажиры».

Интересно, что даже цены на керосин в недавно построенном аэропорту Симферополя им И.К. Айвазовского оказываются ниже, чем в ближайшем аэропорту — в Анапе. И это при том, что как раз крымская воздушная гавань может пожаловаться на сложности логистики и дороговизну доставки топлива.

В своем письме Виталий Савельев указывает на целенаправленное наращивание цен в региональных российских аэропортах, что приводит к снижению интереса россиян к авиаперелетам, а значит — снижению транспортной связности России. Очевидно, что в этой ситуации в выигрыше никак не оказываются простые граждане и бизнес, интересы которых должна отстаивать ФАС. Трудно не согласиться, только с одним уточненим — страдает не весь бизнес, компании Вексельберга и Дерипаски, наоборот, в выигрыше.

В издании «Аргументы недели» приходят к выводам, что такая политика регулирования тарифов на фоне заявлений президента страны Владимира Путина сделать авиаперевозки более доступными вызывают раздражение: «Неужели Александр Редько, столь открыто поддерживая повышение аэропортовых сборов, не боится проверок со стороны компетентных органов? Возможно, причины такого поведения объясняются тем, что Редько долгие годы работал замруководителя секретариата у бывшего первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова. Во всяком случае, именно на него как на своего протектора ссылается Александр Редько в неформальных беседах. Интересно, знает ли об этом сам Игорь Иванович?»

По данным РБК, после письма Виталия Савельева главе ФАС Артемьеву служба начала проверки в региональных аэропортах и уже завела одно дело. Возникает вопрос: а что мешало Александру Редько заниматься этой проблемой ранее? Некоторые эксперты отмечают, что профессиональная слабость профильного замглавы ФАС стала уязвимым местом для руководителя антимонопольного ведомства. А платить за ошибки ФАС в сфере транспорта придется простым гражданам, которые вынуждены оплачивать резко возросшую стоимость авиабилетов. Сами перевозчики при этом продолжают терпеть убытки и стремятся закрывать нерентабельные направления.

Эксперты при этом отмечают, что если ситуация не изменится и ФАС не начнет контролировать рост аэропортовых аппетитов, то в ближайшее время можно ждать дальнейшего сокращения рейсов и уменьшения транспортной мобильности россиян. А это, как известно, ведет к дополнительному замедлению экономического роста страны в целом.