Posted 17 декабря 2019,, 10:37
Published 17 декабря 2019,, 10:37
Modified 30 марта, 15:18
Updated 30 марта, 15:18
Правительство РФ все-таки приняло противоречивое решение дифференцировать выплату автопроизводителям промышленных субсидий — де-факто компенсаций утильсбора — в зависимости от уровня локализации, выяснила газета «Коммерсант».
Хотя иностранные концерны подписывали специальные инвестиционные контракты (СПИК) в основном ради промсубсидий, уже с 2020 года получение половины субсидий будет зависеть от количества баллов за локализацию в соответствии с 719-м постановлением, а к 2022 году «гарантированная доля» субсидий сократится до нуля.
В связи с этим отраслевые источники издания утверждают, что такой подход приведет к росту цен на автомобили иностранных концернов уже с 2020 года.
Напомним, ранее в декабре стало известно, что рекомендованные розничные цены «почти на все новые» автомобили BMW в России поднимутся с начала следующего года на 2%.
При этом в BMW Group Россия пояснили, что «корректировка цен, помимо прочего, вызвана постановлением правительства РФ о повышении ставок утилизационного сбора на новые импортные автомобили».
Утилизационный сбор был введен еще в 2012 году, и на рынке его всегда считали компенсацией снижения пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили только импортеры, но с 2014 года его формально распространили на весь рынок, а локализованным в РФ автоконцернам выписали взамен промышленные субсидии.
25 ноября сообщалось, что правительство РФ согласовало увеличение ставок утилизационного сбора с 1 января 2020 года. Базовая ставка утилизационного сбора в России для легковых машин (включая внедорожники) составляет 20 тыс. рублей.
По подсчетам «Коммерсанта», сильнее всего ставки вырастут в сегменте легковых автомобилей — в среднем на 110,7%. Для машин с двигателем до 1 л рост составит 46,1%, с двигателем 1-2 л — 112,4%, с двигателем от 3,5 л — 145%.
Как пояснили в аппарате вице-премьера РФ Дмитрия Козака, повышение ставок спровоцировано снижением таможенных ставок для сохранения общего уровня тарифной защиты.
Комментируя предстоящее повышение ставок сбора, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров выразил уверенность, что автомобили российского производства и импортная техника после повышения утилизационного сбора с 1 января существенно не подорожают. На его взгляд, выпускаемые в России машины не должны подорожать, так как соответствующим предприятиям государство оказывает поддержку.
Говоря об импортных авто, глава Минпромторга отмечал, что в их стоимости доля индексации утильсбора не превышает 5%, и вряд ли после 1 января произойдет ощутимый рост цен на ввозимые в РФ автомобили.
Однако еще в октябре Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) направила на имя Козака письмо, в котором призвала отказаться от повышения ставок утилизационного сбора, поскольку, предупреждали в АЕБ, это повлечет за собой рост стоимости автомобилей в стране.
В Ассоциации полагают, что существующий барьер для импорта вполне достаточен, а индексация ведет к снижению доступности машин и сокращению темпов обновления и так устаревшего парка коммерческого транспорта.