Posted 24 декабря 2019,, 13:31

Published 24 декабря 2019,, 13:31

Modified 1 февраля, 00:34

Updated 1 февраля, 00:34

Почему не все банки устраивают некрупный бизнес

24 декабря 2019, 13:31
Анонсируются все новые меры для развития кредитования малого и среднего предпринимательства, но охват этих программ оставляет желать лучшего.

Доля субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП), положительно оценивающих работу банков, снизилась с 73 до 68,7%. Об этом говорится в аналитической записке, которую Банк России опубликовал в сентябре по результатам замеров индикаторов финансовой доступности за прошлый год. При этом к остальным участникам финрынка — микрофинансовым организациям, кредитным кооперативам, факторинговым, страховым и лизинговым компаниям — отношение предпринимателей улучшилось. Больше всего — почти на 6 п. п. — повысился уровень лояльности к лизингу, хотя доля тех, кто доверяет банкам, все равно на порядок больше. Это, очевидно, связано с тем, что с кредитными организациями так или иначе сталкиваются все без исключения представители бизнеса.

Причем в том же документе сообщается, что объем кредитов и займов, предоставленных субъектам МСП в 2018 году (более 6,85 трлн рублей), стал максимальным с 2015 года. А кредитный портфель (более 4,25 трлн рублей) в части финансирования МСП показал рост (на 1,1% по отношению к 2017-му) впервые с 2014 года. При этом доля просрочки снизилась на 16,2% — до 522 млрд рублей. «Сказалось существенное снижение процентов по кредитам для МСП в 2018 году», — объясняют авторы исследования. В среднем ставки по кредитам на срок до 1 года снизились на 1,32 п. п. (с 12,46% в январе 2018 года до 11,14% в январе 2019-го), а ставки по кредитам на срок свыше 1 года — на 0,49 п. п. (с 11,28 до 10,79%).

Казалось бы, все должны быть довольны. Но нет. Почему?

В целом в первом полугодии 2019 года объем выдачи кредитов МСП вырос на 12,8% по отношению к аналогичному периоду 2018-го. Но поскольку в этом году регулятор изменил форму отчетности по показателям выдачи кредитов МСП, сравнивать официально публикуемые данные не представляется возможным (если судить по ним, то за первые семь месяцев субъектам МСП с учетом индивидуальных предпринимателей было выдано всего 901,5 млрд рублей, тогда как в то же время в прошлом году — около 4 трлн).

Кредитный портфель по МСП и ИП на 1 августа 2019 года, по данным ЦБ, составил почти 5 трлн рублей, просроченная задолженность — 574,2 млрд. На топ-30 банков приходится доля 73% в кредитном портфеле (3,65 трлн) и лишь 46% (265,6 млрд) просрочки. Это говорит о том, что основную массу «плохих» долгов принимают на себя не очень крупные участники рынка.

С другой стороны, банки, которые специализируются на работе именно с небольшими предприятиями, предлагая им индивидуальный подход, за счет этого могут получить очень качественную и лояльную клиентскую базу. «Малые предприниматели могут быть просто „золотыми“ клиентами, если чувствуют, что к ним относятся с вниманием и уважением. Может ли крупный банк обеспечить такое обслуживание как в РКО, так и в кредитовании? Вряд ли. Индивидуальный подход, в свою очередь, — разумеется, при адекватном риск-менеджменте — дает отличный эффект и в низкой просрочке, и в формировании ответственного отношения ко всем обязательствам со стороны клиента, — отмечает Геннадий Барсегов, председатель правления Синко-Банка. — Мы верим в то, что малый бизнес будет показывать улучшение качества обслуживания кредитов, особенно при грамотном использовании программ поддержки».

При этом у крупных банков, безусловно, больше возможностей и ресурсов для создания полноценных экосистем для бизнеса и наполнения их комплексными предложениями — не только в виде кредитования и других традиционных банковских продуктов, но и в виде создания других возможностей, актуальных для предпринимателей. Председатель правления банка УРАЛСИБ Константин Бобров отмечает: «Банки сегодня развивают это направление в парадигме партнерского взаимодействия с бизнесом. Так, в рамках экосистемы для бизнеса УРАЛСИБа в режиме „одного окна“ предприниматели могут получить практически полный комплекс продуктов и услуг под свои потребности и задачи на разных этапах развития (кредитные продукты, РКО, гарантии, финансовые и нефинансовые сервисы), а также пройти бесплатное обучение и получить помощь при выборе программы господдержки».

Летом и в начале осени регуляторы предприняли ряд мер для стимулирования кредитования МСП — ослабили регуляторные требования для банков с базовой лицензией в части кредитования малых и средних предприятий, внесли поправки в порядок субсидирования кредитных организаций, участвующих в льготных программах финансирования МСП, в том числе в программе Минэкономразвития «8,5». В июне общее количество задействованных в ней банков было увеличено: сейчас их более 90. Для сравнения, в прошлом году кредиты по льготной ставке выдавали только 15 крупных банков. В сентябре правительство своим постановлением изменило верхние границы размеров кредитов на инвестиционные цели — с 1 до 2 млрд рублей во всех отраслях.

Надо заметить, что пока программа «8,5» не вышла на «проектную мощность». Как показали результаты аудиторской проверки, проведенной Счетной палатой РФ, представители МСП получили лишь 0,1% средств утвержденного плана кредитования. Вопрос не такой однозначный, но тот факт, что проблема есть, отрицать сложно. Однако есть основания полагать, что подключение к программе большего количества банков с базовой лицензией сдвинет ее реализацию с мертвой точки.

Улучшить ситуацию с доступом к кредитным ресурсам для МСП призвана гарантийная система. Однако, как отмечает руководитель Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы Антон Купринов, доля кредитов МСП под поручительства гарантийных фондов должна составлять хотя бы 10-15% (сейчас она не выше 2-3%), чтобы система влияла на рынок. Наращивание капитализации фондов пока не планируется. Стоит применить зарубежный опыт и предусмотреть списание или субсидиарную компенсацию фондам выплат по дефолтам, пойти на налоговые и административные послабления, тогда гарантийные организации смогут направить высвободившиеся ресурсы на выдачу поручительств, будут помогать не только лучшим из лучших, а действительно широким слоям МСП.

Предприниматели говорят о том, что не знают о программах поддержки почти ничего; значит, нужно усиливать информирование. Те, кто воспользовались такими программами, отмечают, что система сложна, забюрократизирована; значит, ее нужно упрощать. И, конечно, расширять охват, увеличивать объемы, поддерживать альтернативы кредитованию (лизинг, факторинг). Позитивные тенденции последнего года на рынке финансирования МСП в таком случае могут стать устойчивыми, а программы поддержки — эффективными, не «для галочки».

Павел Самиев, генеральный директор аналитического агентства «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам