Posted 13 января 2020,, 09:25

Published 13 января 2020,, 09:25

Modified 30 марта, 15:09

Updated 30 марта, 15:09

Счетная палата предупредила о рисках в реализации нацпроектов

13 января 2020, 09:25

Счетная палата РФ провела мониторинг хода исполнения 8 из 13 национальных проектов на 1 ноября 2019 года и в своем промежуточном отчете указала на недостатки и риски недостижения поставленных целей.

В частности, подчеркивается в сообщении пресс-центра ведомства, «некоторые показатели, сформулированные в указе № 204, не полностью отражены в нацпроектах». «Например, в проекте „Экология“ говорится о необходимости повышения качества питьевой воды, но в сам проект не попали регионы или города, где нет централизованного обеспечения водой. Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели», — подчеркивается в сообщении.

Кроме того, отмечает РБК, вклад нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» в достижение национальной цели по ускорению темпов роста ВВП выше среднемировых составляет 12%, и, полагают аудиторы, этого недостаточно. Даже если удастся достичь всех задач нацпроекта и вывести темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей на уровень не менее 5% (по оценке в 2018 году — 1,4%), этого может быть недостаточно для вхождения России в топ-5 крупнейших экономик мира, полагает Счетная палата.

При этом в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство» (МСП) заложено серьезное несоответствие: одни лица получают средства, а другие — несут ответственность за достижение целей, указали аудиторы. Речь идет о том, что получатели субсидий не отвечают за достижение его целевых показателей (численность занятых в сфере МСП, доля МСП в ВВП, его доля в несырьевом экспорте), а лица, ответственные за достижение показателей, не влияют на распределение средств и, как правило, не владеют информацией о деятельности получателей ресурсов.

«Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение, — пояснил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Некоторые проекты сформулировали поздно, а некоторые объекты, прежде всего — инвестиционные, требовали дополнительной разработки проектно-сметной документации. Кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые идут долго, и бывает — дольше, чем даже запланировано».

12 нацпроектов, в том числе по демографии, здравоохранению, жилью, экологии, были утверждены для выполнения задач, поставленных в майском указе президента РФ Владимира Путина. Нацпроекты планируется реализовать до 2024 года, а общие затраты оцениваются в 25,7 трлн рублей, в том числе свыше 13 трлн рублей — из федерального бюджета.

В целом, полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, национальные проекты, которые реализуются в РФ, «совершенно точно» не являются панацеей или готовым сценарием решения острых проблем в российской экономике и страны в целом. Такое мнение она высказала «Росбалту».

Эксперт напоминает, что «российская экономика в последние годы сделала сильную ставку на реализацию национальных проектов как на механизм, способный запустить экономический рост». «Что-то сработало, что-то ждет дополнительных финансовых вливаний. Однако после того, как в стране прошли Олимпиада, Чемпионат мира по футболу, и открылся Крымский мост, отлично видно, что нацпроекты — это не панацея и не готовый сценарий лечения всех болезней сразу», — говорилось ранее в обзоре эксперта.

На ее взгляд, «экономика чувствует подпитку с этой стороны, только когда проекты находятся в стадии реализации». «Тогда, когда они выпущены „в жизнь“ и должны начать работать сами, весь энтузиазм сдувается, потому что не решена основная проблема — слабого внутреннего спроса», — указывает аналитик.

В то же время, по ее словам, «нельзя не признать, что сами нацпроекты локально решают ряд стратегических задач: создают рабочие места (временно, но лучше так, чем никак), инфраструктуру (ее после нужно будет содержать, но подумаем об этом потом), способствуют улучшению имиджевой составляющей».

«Но это совершенно точно не панацея и не готовый сценарий решения острых российских проблем. Их в идеале нужно решать с конца, со стороны спроса, а не с позиции наиболее легкого к исполнению сценария», — подытоживает Бодрова.