Posted 14 января 2020,, 09:33

Published 14 января 2020,, 09:33

Modified 30 марта, 15:08

Updated 30 марта, 15:08

Кудрин пояснил, какими должны быть нацпроекты

14 января 2020, 09:33

Председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин сомневается, что национальные проекты в их нынешнем виде смогут обеспечить прорыв для российской экономики.

«Мы (контрольное ведомство — ред.) предложили все-таки вернуться к вопросу управления нацпроектами, потому что проекты должны быть прорывного характера. А в существующем виде нацпроекты дадут только локальный эффект. Это важно, но не обеспечивает прорыв», — заявил Кудрин в интервью РИА «Новости».

Более того, констатировал он, система управления нацпроектами «очень забюрократизирована». «Мероприятия и деньги нацпроектов погружены в госпрограммы, у которых есть еще и другие задачи и цели», пояснил глава Счетной палаты, добавив, что тем самым «фокус (внимания к нацпроектам — ред.) размывается».

12 нацпроектов, в том числе по демографии, здравоохранению, жилью, экологии, были утверждены для выполнения задач, поставленных в 2018 году в майском указе президента РФ Владимира Путина. Нацпроекты планируется реализовать до 2024 года, а общие затраты оцениваются в 25,7 трлн рублей, в том числе свыше 13 трлн рублей — из федерального бюджета.

Накануне Счетная палата обнародовала результаты мониторинга хода исполнения 8 из 13 национальных проектов на 1 ноября 2019 года, указав в промежуточном отчете на недостатки и риски недостижения поставленных целей.

В частности, подчеркнули в пресс-центре ведомства, «некоторые показатели, сформулированные в указе № 204, не полностью отражены в нацпроектах». «Например, в проекте „Экология“ говорится о необходимости повышения качества питьевой воды, но в сам проект не попали регионы или города, где нет централизованного обеспечения водой. Почти по всем проектам есть ситуации, когда показатели нацпроекта не позволяют добиться цели», — подчеркивается в сообщении.

«Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение, — пояснил председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. — Некоторые проекты сформулировали поздно, а некоторые объекты, прежде всего — инвестиционные, требовали дополнительной разработки проектно-сметной документации. Кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые идут долго, и бывает — дольше, чем даже запланировано».

В целом же, полагает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова, национальные проекты, которые реализуются в РФ, «совершенно точно» не являются панацеей или готовым сценарием решения острых проблем в российской экономике и страны в целом. Такое мнение она высказала «Росбалту».

В то же время, по словам эксперта, «нельзя не признать, что сами нацпроекты локально решают ряд стратегических задач: создают рабочие места (временно, но лучше так, чем никак), инфраструктуру (ее после нужно будет содержать, но подумаем об этом потом), способствуют улучшению имиджевой составляющей».