Posted 23 марта 2020,, 15:41

Published 23 марта 2020,, 15:41

Modified 30 марта, 14:39

Updated 30 марта, 14:39

В МЭР зафиксировали существенное ускорение роста ВВП России

23 марта 2020, 15:41

Экономика России в феврале 2020 года прибавила 2,9% в годовом сопоставлении после роста на 1,7% в январе (по пересмотренной с плюс 1,6% оценке), следует из обзора Минэкономразвития (МЭР) РФ.

По подсчетам министерства, в феврале рост ВВП «ускорился до 2,9% год к году после 1,7% в январе», а «с начала года темп роста ВВП оценивается на уровне 2,3% год к году».

В МЭР констатируют, что «значительное влияние на показатели экономической активности в феврале оказал календарный фактор (високосный год и 19 рабочих дней против 20 в феврале 2019 года)». «Темпы роста ВВП с исключением календарного фактора в феврале, по оценке, сохранились приблизительно на уровне января — 1,7-1,9%» в годовом выражении, уточняется в обзоре.

Как подчеркивают в министерстве, «наибольший вклад в рост ВВП в феврале внесли торговля и промышленное производство (по 1 процентному пункту)».

Напомним также, еще в феврале председатель Счетной палаты (СП) РФ Алексей Кудрин усомнился, что по итогам текущего года удастся разогнать рост экономики России до 1,9%, как этого ожидает кабинет министров в обновленном прогнозе.

Как заявил глава СП журналистам, «меры, которые пойдут на исполнение послания, (действительно) дадут дополнительный эффект на экономический рост». Однако, по его словам, «должны быть оценены и те факторы, которые связаны с уменьшением темпов, связанные с коронавирусом».

13 февраля на заседании правительства РФ министр финансов Антон Силуанов объявил о повышении прогноза роста ВВП России на 2020 год — с 1,7% до 1,9%. Глава Минфина предположил тогда, что «увеличится динамика реальных располагаемых доходов населения по сравнению с той траекторией, которая была учтена в начальном прогнозе, пересмотрен и повышен прогноз потребительского спроса».

По данным Росстата, экономика РФ по итогам 2019 года прибавила 1,3% к предыдущему году.

Между тем в феврале—марте 2020 года российская экономика оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Волны девальвации прошли 7—9 марта и 18 марта.

Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России разработали план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики. Как пояснял премьер-министр Михаил Мишустин, «это своего рода антикризисный план — комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильного социально-экономического развития». «Мы сконцентрируемся на поддержке отраслей, которые оказались в сложной ситуации, но прежде всего на поддержке людей и обеспечении их товарами первой необходимости», — подчеркивал глава кабинета министров.

Кроме того, Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии COVID-19.

20 марта совет директоров Центробанка принял решение сохранить значение ключевой ставки на уровне 6% годовых. В пресс-релизе регулятор указал, что траектория роста российской экономики будет «во многом зависеть» от масштаба последствий пандемии и мер по борьбе с ней.

Впрочем, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина пока ожидает роста экономики РФ по итогам текущего года, хотя во II квартале он замедлится к январю-марту. Но в целом, признала она 20 марта, сейчас в экономике «период сложный». «Главное, что к этому периоду мы подошли с достаточными накопленными и буферами, и устойчивостью финансовой системы. У нас есть весь арсенал инструментов, чтобы купировать риски и поддерживать экономическую деятельность, кредитование в этих условиях», — заверила глава Центробанка.