Posted 7 апреля 2020,, 06:35

Published 7 апреля 2020,, 06:35

Modified 30 марта, 14:32

Updated 30 марта, 14:32

Россиян захотели оставить без дешевого бензина

7 апреля 2020, 06:35

Российские власти решили запретить импорт нефтепродуктов в страну, чтобы предотвратить поставки дешевого иностранного бензина на внутренний рынок.

С таким предложением выступило Минэнерго РФ, а профильный вице-премьер Юрий Борисов его поддержал, сообщает РБК со ссылкой на федеральных чиновников и участников топливного рынка.

Как пояснил один из источников, запрет на импорт будет введен для того, чтобы защитить рынок от дешевого топлива. Из-за падения цен на нефть в мире рухнули и цены на бензин. Но в России действует механизм сглаживания цен (так называемый демпфер), который защищает стоимость топлива как от резкого роста, так и от падения, которые могли произойти в результате колебания нефтяных котировок.

По словам одного из источников, запрет будет введен в самое ближайшее время. Мера временная и пока рассчитана до сентября 2020 года — то есть на все время, в течение которого, по прогнозам Минэнерго, будут держаться низкие цены на нефть.

Напомним, еще в конце марта газета «Коммерсант» предупреждала, что российский топливный рынок может вернуться в 1990-е годы, начав импорт бензина из-за рубежа. В настоящее время бензин в Европе оказался намного дешевле, чем в РФ, из-за упавших цен на нефть. При этом российские нефтекомпании не могут снизить цену внутри страны, так как выплачивают в бюджет отчисления по демпферу.

Механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.

Эксперты считают, что демпфер не был рассчитан на столь низкие цены и нуждается в корректировке, хотя это и приведет к снижению доходов бюджета. Однако в Минфине РФ изданию заявили, что сейчас такой вариант не рассматривается.

Между тем, указывал «Коммерсант», еще более опасным для рынка станет возможный импорт из Белоруссии, после того как местные НПЗ будут загружены российской беспошлинной нефтью.

Как признавал Иван Хомутов из «Петромаркета», ситуация выглядит фантастической — такое наблюдалось лишь в далекие 1990-е годы, когда в России не хватало бензина собственного производства.

Ранее Независимый топливный союз (НТС), объединяющий владельцев нескольких независимых сетей АЗС и оптовых продавцов топлива, обратился к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать отрасль по производству, продаже и перевозке бензина, дизеля и других нефтепродуктов на период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19.

Как указал в своем письме президент НТС Павла Баженова, топливный союз ожидает снижения спроса на нефтепродукты в связи с мерами правительства по ограничению передвижений людей. Однако, напомнил он, бензин, газомоторное и дизельное топливо являются «стратегически значимым продуктом» потребительского и оптового рынка, обеспечивающего в том числе бесперебойные поставки товаров первой необходимости, к которым относятся продукты питания и лекарственные средства.

Добавим, что, по оценкам Росстата, потребительские цены на бензин в среднем по стране с 23 по 29 марта не изменились в процентном соотношении к предыдущему отчетному периоду, как и в предшествующие 8 недель подряд. К 30 марта средняя потребительская цена 1 литра бензина понизилась на 1 копейку (к данным на 23 марта) до 44,93 рубля.