Posted 8 апреля 2020,, 06:38

Published 8 апреля 2020,, 06:38

Modified 30 марта, 14:31

Updated 30 марта, 14:31

Российские власти подверглись критике из-за недооценки масштабов кризиса

8 апреля 2020, 06:38

Стоимость объявленных в России антикризисных мер и других расходов на борьбу с последствиями коронавирусной инфекции COVID-19 составит от 2 до 3% ВВП страны, оценили экономисты, участвовавшие вчера в заседании экономического клуба ФБК Grant Thornton.

«По нашим расчетам, Россия пока выделила прямые и косвенные меры поддержки в пределах 2—3% ВВП», — цитирует РБК профессора Высшей школы экономики Олега Вьюгина. По его мнению, в российскую экономику необходимо «закачивать больше денег». «Государство привыкло брать, но не привыкло раздавать. Но если сейчас активно не помогать компаниям сохранять фонды и рабочие места, впоследствии восстановление экономики будет идти крайне медленно и очень трудно», — указал эксперт.

Со своей стороны, руководитель Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев сетует, что государство «катастрофически недооценивает масштабы кризиса».

По оценкам Economic Stimulus Index на 1 апреля, США реализуют пакет налогово-бюджетных мер стоимостью 10,5% ВВП, Австралия — 9,7%, Канада — 6%, Япония — 4,9%, Казахстан — 3,4%, Великобритания — 2,5%, Чехия — 2% ВВП.

Как полагает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич, вряд ли Россия, как США, может потратить 10% ВВП, но учитывая уникальные масштабы кризиса, направить 3—4% «вполне в силах».

На его взгляд, спад мировой экономики из-за коронавируса будет на порядок больше, чем во время кризиса 2009 года: «Предлагается назвать нынешний кризис „мать всех рецессий“, потому что он будет сильнее предыдущих».

Из-за сокращения внешнего спроса, предупреждает экономист, Россия будет вынуждена сократить экспорт. Кроме того, традиционно, как в любой кризис, произойдет отток капитала из формирующихся рынков в развитые экономики с сильными финансовыми системами.

Напомним, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Волны девальвации прошли 7—9 марта и 18 марта.

Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России подготовили план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики. Как пояснял премьер-министр Михаил Мишустин, «это своего рода антикризисный план — комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильного социально-экономического развития».

В частности, были объявлены кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса и граждан, оказавшихся в сложном положении, обещана финансовая помощь пострадавшим отраслям, предоставлены льготные кредиты, в том числе для выплаты зарплат, снижены социальные взносы работодателей, дана отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, введен мораторий на банкротство.

Кроме того, Центробанк утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии COVID-19, а позже дополнил их новыми пакетами мер.

1 апреля Мишустин заявил, что правительство РФ зарезервировало 1,4 трлн рублей (примерно 1,25% ВВП) на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и реализацию антикризисных мероприятий. 6 апреля стало известно, что правительство утвердило новые меры по обеспечению устойчивого развития экономики страны в условиях борьбы с COVID-19.

О том, сколько денег может потребоваться в ближайшее время для решения экономических проблем России, в подкасте «Росбалта» рассказывает профессор University of Chicago и Высшей школы экономики Константин Сонин.