Posted 8 апреля 2020,, 09:00

Published 8 апреля 2020,, 09:00

Modified 1 февраля, 01:21

Updated 1 февраля, 01:21

Нерабочая неделя «урезала» расходы россиян почти вдвое

8 апреля 2020, 09:00

Объем повседневных расходов россиян на нерабочей неделе с 30 марта по 5 апреля 2020 года «продемонстрировал серьезное снижение», констатирует «Ромир».

«Типичная семья в этот период потратила на повседневные товары 3 тыс. 376 рублей, что на 47,6% меньше, чем неделей ранее», — указывается в мониторинге исследовательского холдинга.

25 марта в телеобращении к гражданам России президент РФ Владимир Путин заявил о «крайней важности» предотвратить «угрозу быстрого распространения болезни». В связи с этим он объявил неделю с 30 марта по 5 апреля «нерабочей, с сохранением заработной платы». При этом глава государства уточнил, что «все структуры жизнеобеспечения, в том числе медицинские учреждения, аптеки, магазины, учреждения, обеспечивающие банковские, финансовые расчеты, транспорт, а также органы власти всех уровней продолжат свою работу».

Как подсчитали в «Ромире», «с 30 марта по 5 апреля среднестатистическим домохозяйством было потрачено на 3 тыс. 68 рублей меньше, чем неделей ранее».

Кроме того, констатируют эксперты, «существенно снизилась частота походов в магазин: по сравнению с неделей 23—29 марта показатель уменьшился на 34,8%».

«Это говорит либо о достаточно четком соблюдении режима самоизоляции в стране, либо о совершенных ранее значительных закупках впрок. В любом случае, это негативно сказалось на динамике продаж ритейлеров. По нашим оценкам, динамика может снижаться и в дальнейшем», — прокомментировала, директор по работе с клиентами исследовательского холдинга Ксения Пайзанская.

Напомним, еще 1 апреля аналитики международной аудиторско-консалтинговой компании FinExpertiza спрогнозировали, что недельный простой в связи с объявленными властями РФ «карантинными каникулами» может грозить российским предприятиям из отдельных отраслей потерей почти 1 трлн рублей (917,1 млрд рублей) оборота.

При этом эксперты предупреждали, что «в случае консервации работы на месяц недополученная выручка достигнет 5,5 трлн рублей, что составляет 5% российского ВВП».

Аналитики предполагают, что «наибольший ущерб понесут предприятия оптовой торговли непродовольственными товарами, чей недельный оборот в марте 2019 года составлял 504 млрд рублей».

Российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Волны девальвации прошли 7—9 марта и 18 марта.

Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России подготовили план первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики. Как пояснял премьер-министр Михаил Мишустин, «это своего рода антикризисный план — комплекс оперативных мероприятий, которые необходимы для обеспечения стабильного социально-экономического развития».

В частности, были объявлены кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса и граждан, оказавшихся в сложном положении, обещана финансовая помощь пострадавшим отраслям, предоставлены льготные кредиты, в том числе для выплаты зарплат, снижены социальные взносы работодателей, дана отсрочка арендных и налоговых платежей, за исключением НДС, введен мораторий на банкротство.

Кроме того, Центробанк утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии COVID-19, а позже дополнил их новыми пакетами мер.

1 апреля Мишустин заявил, что правительство РФ зарезервировало 1,4 трлн рублей на борьбу с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 и реализацию антикризисных мероприятий. 6 апреля стало известно, что правительство утвердило новые меры по обеспечению устойчивого развития экономики страны в условиях борьбы с COVID-19.

О том, сколько денег может потребоваться в ближайшее время для решения экономических проблем России, в подкасте «Росбалта» рассказывает профессор University of Chicago и Высшей школы экономики Константин Сонин.