Posted 24 апреля 2020,, 06:35

Published 24 апреля 2020,, 06:35

Modified 30 марта, 14:24

Updated 30 марта, 14:24

России предрекли истощение ФНБ через два года при цене Urals в $15

24 апреля 2020, 06:35

Ликвидных ресурсов Фонда национального благосостояния (ФНБ) может хватить только на два года, если стоимость нефти российской экспортной марки Urals будет держаться на уровне $15 за баррель, прогнозируют аналитики Deutsche Bank.

Как подсчитали в финорганизации, в марте 2020 года в ликвидной части ФНБ было накоплено $150 млрд, однако после покупки правительством доли Сбербанка у Центробанка РФ в начале апреля она должна снизиться примерно до $120 млрд.

«При цене Urals в $15 за баррель покрытия дефицита нефтяных доходов хватит на срок чуть более двух лет», — цитирует ТАСС экспертов банка Петра Сидорова и Кристиана Ветошку.

Впрочем, полагают они, при цене Urals на уровне $30 средств хватило бы на 6 лет.

Напомним, что, по оценкам Минфина РФ, объем средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в рублевом эквиваленте на 1 апреля 2020 года достигал 12,856 трлн рублей.

Тем временем президент, председатель правления Сбербанка Герман Греф считает, что у России есть «огромные ресурсы», которые могут помочь в борьбе с экономическим кризисом, вызванным пандемией коронавирусной инфекции, обвалом цен на нефть и девальвацией рубля. «У государства есть огромные ресурсы», — заявил Греф 21 апреля в интервью председателю комитета по бюджету и налогам Госдумы Андрею Макарову.

По словам главы Сбербанка, «первый ресурс — это Фонд национального благосостояния, которого, не снижая размеры нашего бюджета, при нынешних ценах на нефть, при нынешней ситуации хватит как минимум еще на несколько лет». «Государство сможет выполнить при этих запасах все свои обязательства», — указал Греф.

«Второе — в отличие от 98 года, когда долг к ВВП превышал 100 процентов, сегодня у государства долг 14,9 процента ВВП. Мы, с точки зрения объема государственного долга к ВВП, — одна из самых благополучных стран в мире. Среди стран развивающихся следующая после нас, если мне не изменяет память, Мексика — у нее 27 процентов к ВВП. У нас 14,9. Это означает, что государству нужно привлечь достаточно большие деньги на покрытие собственных нужд и обязательств», — полагает глава Сбербанка.

В третьих, отметил он, «никогда в истории России и Советского Союза у страны не было таких золотовалютных резервов, которые есть сегодня». «У нас более 500 миллиардов золотовалютных резервов, которые могут быть пущены, если это потребуется, на покрытие импорта, на покрытие внешнего долга, если это будет необходимо», — указал Греф.

Российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

16 апреля глава Минфина РФ Антон Силуанов уточнил, что в экономику на антикризисные меры будут направлены около 2 трлн рублей из Фонда национального благосостояния в 2020 году при сохранении цен на нефть на уровне $20 за баррель.

21 апреля правительство РФ сообщило, что стоимость принятых кабмином мер поддержки экономики уже составила 2,1 трлн рублей. «За последний месяц (с 18 марта по 17 апреля) для поддержки экономики и доходов граждан на фоне распространения коронавируса правительство России выделило дополнительно 1,8 трлн рублей. Общая сумма помощи в рамках двух пакетов мер составляет 2,1 трлн рублей», — указывалось на сайте кабинета министров.

Какие меры правительства по поддержке экономики могут быть сегодня наиболее эффективными, и чего опасается руководство России, в подкасте «Росбалта» разбирает экономист Александр Аузан.