Posted 28 апреля 2020,, 15:23

Published 28 апреля 2020,, 15:23

Modified 30 марта, 14:21

Updated 30 марта, 14:21

Автоконцернам в РФ предрекли дефицит ликвидности и риск дефолта

28 апреля 2020, 15:23

Автоконцерны в России на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, обвалом цен на нефть и девальвацией рубля, в мае—июне 2020 года могут оказаться в ситуации дефицита ликвидности и риска дефолта по своим долгам. Об этом предупредил директор в московском офисе консалтинговой компании BCG, руководитель направления по автопрому в BCG СНГ Эдуард Черкин.

«Прогнозная модель, разработанная BCG, показывает, что для большинства автомобильных компаний на российском рынке падение объема продаж уже на 25% может привести отрицательным показателям EBIT (прибыль до налогов и процентов к уплате). В случае падения рынка на 35% (вероятный сценарий, но не пессимистичный), убыток, полученный автопроизводителями, может быть сопоставим с EBIT прошлого года. При этом уже в мае—июне предприятия могут оказаться в ситуации дефицита ликвидности и риска дефолта по своим обязательствам», — цитирует ПРАЙМ эксперта.

В связи с этим в BCG уверены, что без прямой финансовой господдержки и принятия экстренных мер, таких как долгосрочная приостановка производств и сокращение или переведение персонала в неоплачиваемые отпуска, вероятно, не обойтись.

Напомним также, что, по данным Росстата, производство легковых автомобилей в России уменьшилось в I квартале 2020 года на 15,8% в годовом сопоставлении до 323 тыс. единиц. В марте выпуск легковых авто упал на 19% в годовом выражении и на 5,9% к предыдущему месяцу.

Добавим, что, по оценкам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей в России увеличились в марте 2020 года на 4% в годовом сопоставлении (после снижения на 2,2% в феврале и роста на 1,8% в январе) до 162,321 тыс. единиц. За первые 3 месяца текущего года в РФ было реализовано 398,518 тыс. легковых автомобилей и LCV (плюс 1,8% в годовом выражении).

Комментируя результаты, председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель отмечал, что «март оказался сильным месяцем с неожиданным ростом продаж на 4% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, что в итоге привело к увеличению объема рынка на 1,8% в первом квартале относительно аналогичного периода прошлого года».

Однако, по словам эксперта, «в конце марта продажи автомобилей и дилерские операции были резко прерваны в связи с мерами, связанными с ситуацией с (пандемией коронавирусной инфекции) COVID-19». «АЕБ обратилась в правительство с предложением мер государственной поддержки автомобильной промышленности», — отметил Штэрцель.

Российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

16 апреля глава Минфина РФ Антон Силуанов уточнил, что в экономику на антикризисные меры будут направлены около 2 трлн рублей из Фонда национального благосостояния в 2020 году при сохранении цен на нефть на уровне $20 за баррель.

21 апреля правительство РФ сообщило, что стоимость принятых кабмином мер поддержки экономики уже составила 2,1 трлн рублей. Ранее глава Минфина РФ Антон Силуанов заявлял, что объем бюджетных мер для борьбы с коронавирусом и его последствиями в РФ составляет около 2,8% ВВП. В целом же, совокупный объем фискальной поддержки граждан и бизнеса всех отраслей в условиях пандемии коронавируса Минфин оценил в 6,5% ВВП.

Какие меры правительства по поддержке экономики могут быть сегодня наиболее эффективными, и чего опасается руководство России, в подкасте «Росбалта» разбирает экономист Александр Аузан.