Posted 5 июня 2020,, 19:21

Published 5 июня 2020,, 19:21

Modified 1 февраля, 01:46

Updated 1 февраля, 01:46

У вас менеджмент протек

5 июня 2020, 19:21
Главный вопрос норильской катастрофы — не повторится ли она, учитывая состояние инфраструктуры «Норникеля» и его руководства.

После экологической катастрофы в Норильске, где в реки вылились десятки тысяч тонн дизеля из резервуаров ТЭЦ-3, принадлежащей «дочке» «Норильского никеля» Владимира Потанина, бизнесмен лично бросился заглаживать вину. На совещании с президентом Владимиром Путиным он пообещал возместить ущерб — на ликвидацию последствий катастрофы уйдет не менее 10 млрд рублей. При этом богатейший бизнесмен России проявил неслыханную щедрость и сказал, что из бюджета не будет взято ни копейки, а все деньги будут выделены непосредственно компанией. «Сколько нужно будет, столько и потратим», — заявил Потанин.

В ходе совещания прозвучало логичное замечание президента о том, что, замени «Норникель» злосчастный резервуар раньше, никаких проблем бы не возникло. Но если бы дело было в одном резервуаре! Сейчас власти Красноярского края инициировали проверку всех нефтебаз.

Возможно, эффективное освоение средств «Норникеля» заключается в том, что они не особо тратятся на безопасность.

Вообще, «Норникель» впору называть «цитаделью экономии». Как отмечает ИА REGNUM, резервуары Норильской нефтебазы эксплуатируются в условиях Крайнего Севера 60 и более лет. При этом даже современные резервуары — изготавливаемые из куда более качественных материалов — строятся максимум на 10-15 лет. Кроме того, по данным агентства, «средний износ основных фондов по горным объектам „Норникеля“ около 72%, а 75% электроэнергетического оборудования имеет наработку выше предельной». Проще говоря, руководство «Норникеля» все эти годы практически не занималось модернизацией производственных мощностей — за то, что объекты компании еще как-то работают, нужно благодарить доблестное советское прошлое.

Можно было бы списать нежелание Потанина вкладываться в модернизацию предприятий на его природную бережливость. В начале апреля, например, бизнесмен заявил, что «Норникелю» нужно отказаться от выплаты и финальных дивидендов 2019 года, и промежуточных дивидендов 2020 года. Якобы денежный поток будет ограничен — вдруг глобальная рецессия или цены на металлы продолжат падать. И такой логике можно было бы поаплодировать, если бы не информация о том, что Владимир Потанин, призывающий всех считать доходы, владеет дорогими яхтами и как минимум парой самолетов, которые входят в список самых шикарных авиамашин российских бизнесменов по версии Forbes.

А самое забавное в этой ситуации вот что: деньги на модернизацию производства акционеры «Норникеля», согласно бравурным отчетам, одобряют исправно — в год $2-3 млрд. «Однако за последние 10 лет невыполнение программы по капитальному строительству и ремонтам в компании составляет более 70%», — напоминает ИА REGNUM.

Но вроде акционеры «Норникеля» — неглупые люди, не могут же они не понимать, что средства тратятся впустую! Вероятно, им гораздо проще и интереснее бросать деньги на ветер и пускать пыль в глаза, развивая непрофильный туризм или ведя умные разговоры о блокчейне, чем заниматься рутиной и методично развивать производство, постоянно думая о его безопасности.

Хочется надеяться, что после того, как Потанин вынужден будет потратить миллиарды на возмещение ущерба Арктике, этот вопрос все-таки станет для «Норильского никеля» приоритетным. Хотя надежд на это немного: «Норникель» уже проявляет очередные чудеса эффективности расходования миллиардов, предложив вывозить разлившееся топливо на санях. Странно, что для этих целей никто не предложил свой самолет.