Posted 10 июля 2020,, 09:45

Published 10 июля 2020,, 09:45

Modified 1 февраля, 02:00

Updated 1 февраля, 02:00

Как Казахстан остался без колес

10 июля 2020, 09:45
Сотни миллиардов долларов заемных средств не помогли «Проммашкомплекту» Сергея Павлингера избавить страну от импортозависимости, сообщают СМИ.

В Казахстане никогда не существовало собственного производства железнодорожных колес. Хотя в стране есть в наличии разветвленная сеть железных дорог, общая протяженность которых составляет свыше 16,6 тыс. км. Кроме того, мощный комплекс транспортного машиностроения — потенциальный крупный потребитель тех самых колес.

Соответственно, такая громадная железнодорожная махина выглядела этаким «колоссом на глиняных ногах», поскольку зависела от поставок ж/д колес из России. Именно поэтому в тогдашней Астане (а сейчас в Нур-Султане) еще в конце 2000-х годов стали задумываться над созданием своего собственного колесного производства.

Гора родила мышь

Планы, безусловно, были очень амбициозные, но вот с их реализацией вышла промашка. Виной всему Сергей Павлингер, основатель казахстанского машиностроительного ТОО «Проммашкомплект». С 2010 по 2013 гг. эта компания строила завод на площадке в Экибастузе, но в итоге вышла лишь линия по механической обработке колес из черновых заготовок, которые Казахстан закупал как раз в России и Украине.

Под реализацию этого проекта были привлечены деньги Евразийского банка и Европейского банка реконструкции и развития. Но на выходе получился «свечной заводик» мощностью 75 тыс. шт. в год, что даже не покрыло бы потребности казахского рынка.

Поэтому Сергей Павлингер в 2015 году начинает следующий этап — строительство цеха горячей прокатки общей стоимостью 54 млрд тенге. Под данный проект снова берутся государственные деньги — кредит Банка развития Казахстана на 19 лет под 7% годовых — в размере 36 млрд тенге. Еще 18 млрд тенге предприимчивый инвестор вложил из собственных средств.

Чтобы оправдать такие вложения перед правительством, «Проммашкомплект» гарантирует государству увеличить ежегодное производство до 200 тысяч. Так казахский завод удовлетворит не только внутренний спрос, но и будет экспортировать колеса в страны Центральной Азии и даже Россию.

Второе официальное открытие завода состоялось в декабре 2018 года. И, казалось бы, успех гарантирован. Ведь новое производство введено в нужное время. Рынок ж/д колес СНГ в тот период находился в фазе дефицита, который, по разным оценкам, составлял до 500 тыс. штук в год. Россия как главный потребитель этой продукции активно обновляла вагонный парк.

В целом в образовавшейся нише был потенциал для развития мощностей «Проммашкомплекта». Предприятие не скупилось на публичные заявления: в первой половине 2019 года выйти на полную проектную мощность — выпуск 200 тыс. колес в год, а к 2020 году — до 300 тыс. колес в год. До 70% производимых колес планировалось поставлять на зарубежные рынки, включая Россию, страны Европы, Индию, Китай, Южную Корею.

Тем не менее, планы жестко разошлись с реальностью. По итогам 2019 года производство недотянуло даже до 100 тыс. штук. «Проммашкомплект» не смог обеспечить колесами даже государственного оператора «Казахстан Темир Жолы». Не говоря уже о покорении рынка СНГ.

Обыграть самого себя

Почему же история, которая была обречена стать успешной, обернулась фиаско? Ответ — неумелый и коррумпированный партнер казахского правительства Сергей Павлингер никогда не беспокоился о результатах проекта. Цель основателя «Проммашкомплекта» всегда была одна — освоить кредитные деньги так, чтобы максимальная их доля осталась на счетах его казахской компании. Для сравнения, параллельно с казахским в Турции строился аналогичный завод по производству «цельноката». В строительство и запуск производства местный инвестор Kardemir вложил $120 млн, тогда как Павлингер израсходовал, по сути, на строительство двух линий свыше $200 млн.

При этом Kardemir успешно справился с задачей обеспечения внутреннего рынка, «Проммашкомплект», наоборот, попал в скандал с главным казахским потребителем. В 2015 году «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) просто прекратил брать колеса у ПМК. И это несмотря на наличие долгосрочного контракта.

Сначала речь шла о том, что у КТЖ просто нет потребности на данный момент в этой продукции. Павлингер угрожал железнодорожникам остановкой предприятия и увольнением полутора тысяч работников. Но настоящая причина оказалась поистине банальной: «Проммашкомплект» выдавал колеса ненадлежащего качества, без присвоения условного номера для клеймения колес и сертификата происхождения колес формы СТ KZ.

Более того, Павлингер задирал цены на свою продукцию, что вынуждало КТЖ посматривать в сторону импорта. Тем более что почти все частные операторы подвижного состава в Казахстане закупали импортные колеса и не сотрудничали с «Проммашкомплектом».

Павлингер и скандал — слова-синонимы

Стоит отметить, что это далеко не первые скандалы, связанные с Сергеем Павлингером. Так, Муромский стрелочный завод, в котором он является одним из акционеров, был оштрафован налоговиками Владимирской области за неуплату налогов. По сути, Павлингер через подставные фирмы продавал продукцию, что позволяло ему оптимизироваться. Его предприятие попало в еще один скандал, став организатором картельного сговора. Павлингер договорился о фиксации высоких цен на стрелочные переводы в СНГ между его Муромским, а также Новосибирским и Днепропетровским стрелочными заводами.

Хватало разборок и в самом Казахстане. В частности, у правоохранителей возникли вопросы к вагоностроительному заводу ЗИКСТО, «сестринскому» предприятию «Проммашкомплекта», на предмет выделенных 20 млрд тенге из бюджета Казахстана. Дело в том, что вагоны, отремонтированные на ЗИКСТО, выходили из строя раньше, чем им было предписано нормативом, а гарантированный срок ремонта хитрые менеджеры Павлингера прописали аж через 3 года.

В итоге, эти вагоны создали серьезную угрозу безопасности движения железнодорожного транспорта, а в Беларуси их даже стали отцеплять от составов, и КТЖ стоило немалых усилий, чтобы замять конфликт. Более того, ЗИКСТО оказался на грани остановки, хотя в него залили 67 млрд бюджетных тенге или $170 млн по контрактам на строительство подвижного состава.

Куда же ушли деньги с вагоностроительного завода? Потенциальным ответом на этот вопрос может быть то, что менеджмент ЗИКСТО, близкий к Сергею Павлингеру, без зазрения совести кредитовал другие активы Павлингера. Например, ТОО «R.W.S. Wheelset» получило от ЗИКСТО «беспроцентный кредит» в сумме свыше 11 млрд тенге. «Проммашкомплект» и «Транс Комплект Деталь» получили длинные контракты на поставку вагонных комплектующих, но продукция так и не была поставлена.

Особенно болезненным оказалась неспособность ПМК отгрузить колеса своей, по сути, сестринской структуре. Можно сказать, «Проммашкомплект» Павлингера выступил этаким «спусковым крючком» для резкого спада железнодорожного машиностроения в Казахстане.

ЗИКСТО полностью остановило производство грузовых вагонов из-за нехватки комплектующих российского производства. По этой причине переданная в управление завода Казахстанская вагоностроительная компания перешла в состояние банкротства. Казахстанское вагоностроение терпит убытки из-за импортозависимости, а ведь именно для устранения этой проблемы и вливались деньги в строительство «Проммашкомплекта». Но в итоге КТЖ разорвал договор с ПМК и ЗИКСТО. Именно так и выглядит афера XXI века, когда государство Казахстан кинули на колеса.

Источник — RuNews24.ru