Posted 14 июля 2020,, 14:08

Published 14 июля 2020,, 14:08

Modified 1 февраля, 02:02

Updated 1 февраля, 02:02

В России предложили «докрутить» демпфер в нефтянке

14 июля 2020, 14:08

Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Игорь Артемьев считает целесообразным доработать механизм демпфера в нефтяной отрасли РФ. Об этом он заявил в интервью МК.

«Когда цена нефти на мировом рынке возрастает, демпфер сдерживает рост цен на внутреннем рынке. Когда цена падает, государство, соответственно, снижает акциз для российских НПЗ, чтобы они не разорились», — пояснил глава ФАС.

В то же время, признал он, «демпфер не универсален». «Когда цены на биржах растут, то маржа маленьких компаний, не входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании, сильно проседает. Поэтому для них с точки зрения налогообложения требуются дополнения. Иными словами, демпфер нужно „докрутить“. Тогда можно будет ожидать стабилизации ценников на АЗС», — считает Артемьев.

Напомним, что механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.

Эксперты считают, что демпфер не был рассчитан на столь низкие цены и нуждается в корректировке, хотя это и приведет к снижению доходов бюджета. Однако в Минфине РФ изданию заявили, что сейчас такой вариант не рассматривается.

В начале июня глава Минэнерго РФ Александр Новак заверял, что российский рынок снабжается топливом в полном объеме, и нет предпосылок к тому, чтобы цены на АЗС поднимались выше инфляции. «Сегодняшний регуляторный механизм в этой части настроен таким образом, чтобы цены не поднимались выше уровня инфляции. И предпосылок на сегодня к этому (росту цен — ред.) нет. Пока что наоборот компании платят в бюджет (в рамках демпфера — ред.). И в принципе, если взять динамику цен на АЗС, по дизтопливу она ниже инфляции, по бензинам — около нуля», — заявил «Интерфаксу» министр.