Posted 5 августа 2020,, 09:43

Published 5 августа 2020,, 09:43

Modified 30 марта, 13:39

Updated 30 марта, 13:39

В России опасаются возвращения ситуации с вкладами в 1990-е

5 августа 2020, 09:43

Россияне могут разочароваться в депозитах как формах сбережений денег, и ситуация с вкладами может вернуться к состоянию середины 1990-х годов. Такими опасениями поделился сегодня с журналистами заместитель президента — председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.

«При том, что прогноз инфляции — 4%, ключевая (ставка) — 4,25%, доходность базовых вкладов — четыре с небольшим, мы конечно рискуем, что у нас реальная доходность депозитов с учетом инфляции вернется к ситуации 1995—1996 годов, когда никто всерьез депозиты не воспринимал как источник сбережений и приумножений, потому что инфляция превышала ставку по депозитам», — цитирует РБК топ-менеджера.

На его взгляд, если такая ситуация сохранится, «люди будут искать альтернативу депозитным формам сбережений».

Напомним, в конце июля сообщалось, что крупнейшие российские банки продолжают фиксировать отток валютных вкладов даже после пика кризиса и пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Отток $602,4 млн с депозитов в иностранной валюте в июне пережили семь из 11 системно значимых игроков, оценил по просьбе РБК аналитик банка БКФ Максим Осадчий.

С проблемой столкнулись, в частности, Райффайзенбанк, Альфа-Банк, «Юникредит», Росбанк.

Для сравнения, в марте отток из девяти системно значимых банков составил $3,8 млрд, в апреле — $1,1 млрд из десяти банков, в мае — $505 млн из семи кредитных организаций.

Как объясняют аналитики, банки предлагают слишком низкую доходность сбережений и отказываются продлевать вклады.

В целом же по банковскому сектору средства россиян в иностранной валюте (с учетом денег на текущих счетах) на 1 июля достигли $89,56 млрд, за месяц увеличившись на $593 млн, согласно данным Центробанка РФ. Валютные сбережения россиян в банках росли второй месяц подряд после длительного оттока. Но рост обеспечило именно увеличение валютных средств на текущих и карточных счетах.

Отметим также, что, по оценке ЦБ РФ, чистая прибыль российских банков в прошлом месяце составила 70 млрд рублей. После провала в мае финансовый результат сектора улучшился и достиг по итогам II квартала 102,56 млрд рублей. Однако по сравнению с докризисным I кварталом чистая прибыль кредитных организаций рухнула более чем в 5 раз.

Падение квартальной прибыли до подобных уровней банковский сектор переживал в 2017 году на фоне санации крупных частных банков. Тогда III квартал стал убыточным для сектора (совокупный убыток — 95 млрд рублей), а в IV квартале банки показали прибыль на уровне чуть выше, чем в карантинном квартале, — 115 млрд рублей.

13 июля председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин предупредил, что российские банки в ближайшее время могут столкнуться с нехваткой капитала и необходимостью докапитализации. По его словам, «объем недосозданных резервов сравнялся с величиной избыточного капитала в банковской сфере». «Это не критический момент, но этот риск растет. Мы должны понимать, что после смягчения регуляторных требований придется выходить из этой зоны и давать реальные оценки тем рискам, которые есть у кредитного портфеля, и тем самым банки могут встретиться с нехваткой капитала и потребуется докапитализация банков, или санация, или ликвидация», — указал руководитель контрольного ведомства.

При этом он констатировал, что с начала нынешнего года качество кредитного портфеля российских банков снизилось, а это, полагает глава Счетной палаты, наряду со снижением прибыли и ликвидности банков является одним из рисков для российского финансового сектора.

Между тем председатель Центробанка РФ Эльвира Набиуллина не ожидает серьезных проблем с капиталом у российских банков, а также перехода системы к дефициту ликвидности в обозримом будущем.

«У банков, да, уменьшилась прибыль, но она есть. Это будет источником капитала. Поэтому мы здесь не видим никаких проблем, что у нас возникнет по системе недостаток капитала. У отдельных банков могут возникать сложности, с которыми они будут справляться. То же самое по дефициту ликвидности. Мы не видим, во-первых, в обозримом будущем, что мы перейдем к дефициту ликвидности», — заявила Набиуллина на этой неделе в Совете Федерации.

При этом она заверила, что банковская система РФ в прошлом накопила достаточную прочность, чтобы в условиях кризиса продолжать развиваться, оказывая поддержку своим клиентам.

Добавим, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.