Posted 24 августа 2020,, 14:15

Published 24 августа 2020,, 14:15

Modified 30 марта, 13:32

Updated 30 марта, 13:32

Названы сроки возвращения экономики РФ в «режим роста»

24 августа 2020, 14:15

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров надеется, что меры правительства позволят ограничить спад российской экономики 5% в текущем году, а в 2021 году — вернуться к росту. Об этом он заявил сегодня на встрече министров промышленности стран БРИКС.

«За счет уже предпринимаемых усилий по итогам 2020 года мы рассчитываем сдержать сжатие экономики в пределах 5%, и уже в следующем году вернуться в режим роста», — цитирует ПРАЙМ министра.

По его словам, в России сформирован общенациональный план восстановления экономики с объемом государственного финансирования около $77 млрд. «В приоритете — поддержка долгосрочных структурных изменений экономики, в том числе через стимулирование высокотехнологичных секторов промышленности и поощрения неэнергетического экспорта», — уточнил Мантуров.

Напомним, на прошлой неделе была обнародована предварительная оценка Росстата, согласно которой российская экономика по итогам первых 6 месяцев текущего года сократилась на 3,6% в годовом сопоставлении. Ранее ведомство представило первую оценку по спаду ВВП в апреле—июне 2020 года — 8,5% в годовом выражении (после роста на 1,6% в I квартале).

Таким образом, данные оказались чуть лучше прогноза Минэкономразвития РФ, которое оценивало спад ВВП РФ во II квартале на уровне 9,6% в годовом выражении, а за полугодие — на 4,2%.

До этого, в интервью телеканалу РБК, директор департамента денежно-кредитной политики Центробанка РФ Кирилл Тремасов заявил, что российская экономика достигла дна в мае и с тех пор начала восстановление. «Экономика достигла дна где-то, наверное, в мае. Уже с июня мы видим процесс восстановления экономики. При этом он носит очень неоднородный характер», — указал глава департамента.

Он обратил внимание на «восстановление в первую очередь потребительского спроса», на что благоприятно повлияли «отложенный спрос», а также «меры бюджетной поддержки», которые, по словам Тремасова, «оказались достаточно существенными».

Кроме того, положительно сказались и ограничения по международному туризму, поскольку россияне оставляли значительную часть «туристических» денег «внутри страны», что, «в общем-то, тоже поддерживает потребительский спрос».

Впрочем, глава департамента ЦБ предупредил, что это временные факторы, и «они будут исчерпаны в ближайшие месяцы».

В конце июля первый заместитель председателя Центробанка РФ Ксения Юдаева прогнозировала, что российская экономика восстановится к уровню 2019 года лишь в I квартале 2022 года.

В свою очередь, Институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ ухудшил оценку падения российского ВВП с 3,8% до 4,5% по итогам 2020 года, однако без принятия антикризисных мер масштаб сокращения экономики был бы еще сильнее. Аналитики предположили, что нижняя точка падения российской экономики в 2020 году придется на II квартал, когда ВВП сократится на 11% в годовом выражении, а в целом по итогам года реальные доходы россиян упадут на 4,1%.

Добавим, что российская экономика в феврале—марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России утвердили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

Центробанк ожидает, что экономика России сократится по итогам текущего года на 4,5—5,5% (после роста на 1,3% в 2019 году), но в дальнейшем ожидается рост на 3,5—4,5% в 2021 году и 2,5—3,5% в 2022 году. Минэкономразвития прогнозирует падение ВВП РФ в 2020 году на 4,8%, рост в 2021 году на 3,2%, в 2022 году — на 2,9%, в 2023 году — на 3,1%.