Posted 14 октября 2020,, 12:54

Published 14 октября 2020,, 12:54

Modified 30 марта, 13:11

Updated 30 марта, 13:11

В России предложили пересмотреть параметры демпфера

14 октября 2020, 12:54

По его словам, «демпфер стал необходимой мерой, которая позволила стабилизировать ситуацию, связанную с резкими скачками цен на рынке нефтепродуктов». «Но в настоящее время он, возможно, требует небольшой корректировки его значений, которые, по моему мнению, должны быть максимально равными текущим рыночным ценам», — цитирует ТАСС руководителя антимонопольного ведомства.

По оценкам Минфина, в прошлом году бюджет РФ из-за работы демпфирующего механизма в условиях высоких цен на нефть потерял 424,5 млрд рублей, а в нынешнем — заработал 82 млрд рублей. При этом в 2021 году траты бюджета на выплату обратного акциза составят 108 млрд рублей, в 2022-м — 217,5 млрд рублей, а в 2023 году — 313,2 млрд рублей.

Напомним, еще в середине июля Артемьев в интервью МК говорил о целесообразности доработать механизм демпфера в нефтяной отрасли РФ.

«Когда цена нефти на мировом рынке возрастает, демпфер сдерживает рост цен на внутреннем рынке. Когда цена падает, государство, соответственно, снижает акциз для российских НПЗ, чтобы они не разорились», — пояснил глава ФАС.

В то же время, признал он, «демпфер не универсален». «Когда цены на биржах растут, то маржа маленьких компаний, не входящих в вертикально интегрированные нефтяные компании, сильно проседает. Поэтому для них с точки зрения налогообложения требуются дополнения. Иными словами, демпфер нужно „докрутить“. Тогда можно будет ожидать стабилизации ценников на АЗС», — считает Артемьев.

Механизм обратного акциза (демпфера) на нефть действует в России с 1 января 2019 года. Он должен нивелировать отрицательный эффект отмены экспортных пошлин на рентабельность нефтепереработки. Цель демпфирующего механизма — стабилизация цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке. В рамках этого механизма нефтяники доплачивают государству, если внутренний рынок становится премиальным, и поэтому не могут снизить цены на АЗС. Если на внутреннем рынке складывается дисконт по сравнению с поставками на экспорт, то уже бюджет доплачивает компаниям, чтобы те не поднимали цены.

Эксперты считают, что демпфер не был рассчитан на столь низкие цены и нуждается в корректировке, хотя это и приведет к снижению доходов бюджета. Однако в Минфине РФ изданию заявили, что сейчас такой вариант не рассматривается.

В начале июня глава Минэнерго РФ Александр Новак заверял, что российский рынок снабжается топливом в полном объеме, и нет предпосылок к тому, чтобы цены на АЗС поднимались выше инфляции. «Сегодняшний регуляторный механизм в этой части настроен таким образом, чтобы цены не поднимались выше уровня инфляции. И предпосылок на сегодня к этому (росту цен — ред.) нет. Пока что наоборот компании платят в бюджет (в рамках демпфера — ред.). И в принципе, если взять динамику цен на АЗС, по дизтопливу она ниже инфляции, по бензинам — около нуля», — заявил «Интерфаксу» министр.