Бизнес - все новости
30 октября 2020, 11:48
1433

В России предупредили о последствиях сокращения госрасходов

© Коллаж ИА «Росбалт»

Российские власти в ближайшие годы будут вынуждены искать дополнительные источники доходов бюджета на фоне стагнирующей экономики, полагают экономисты ведущих университетов в отзывах на проект федерального бюджета на 2021-й и плановый период 2022–2023 годов.

Как, в частности, указывает экономический факультет МГУ, после «беспрецедентной просадки финансовых результатов» в 2020 году «правительство приступает к повышению налогов, а стимулирование потребительской и инвестиционной активности сведено к минимуму», сообщает РБК.

Государство планирует экономить и откладывать инвестиционные расходы на будущее. Расходы в 2021 году снизятся более чем на 2 трлн рублей по сравнению с кризисным 2020-м. Под нож попадут даже национальные проекты, которые призваны играть центральную роль для достижения социальных целей, указывается в отзыве экспертов МГУ. В среднем расходы на все нацпроекты сократятся на 7,7% за три года.

Одновременно снизятся инвестиционные (в том числе инфраструктурные) расходы бюджета, что вызовет «цепную реакцию сокращения частных вложений», предупредили экономисты.

Более того, отмечается в отзыве, следующий год ознаменуется ростом налоговой нагрузки для пополнения бюджета. Так, планируется изменить параметры налога на дополнительный доход (НДД) и отменить неэффективные налоговые льготы в нефтяной отрасли, что суммарно должно принести около 300 млрд руб. дополнительных доходов.

Кроме того, Минфин предложил поднять в 3,5 раза выплаты по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче металлов и сырья для удобрений, что позволит собрать около 56 млрд рублей дополнительных налогов в 2021 году.

Напомним, 28 октября Госдума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2021–2023 годы. Как предполагается, в 2021 году доходы бюджета составят 18,8 трлн рублей, в 2022 году — 20,6 трлн рублей, а в 2023 году — 22,3 трлн рублей. Расходы — 21,5 трлн рублей, 21,9 трлн и 23,7 трлн рублей соответственно. Таким образом, бюджет окажется дефицитным, но уже к 2023 году в Минфине рассчитывают сократить нехватку средств с 2,4% ВВП в 2021 году до 1,1% ВВП в 2023 году. Основным источником его финансирования станут государственные заимствования, средства ФНБ правительство планирует сохранить в неприкосновенности.

Бюджет сверстан из прогнозов цены на нефть в 2021 году в размере $45,3 за баррель; в 2022 году — $46,6 за баррель; в 2023 году — $47,5 за баррель.

Согласно базовому прогнозу, российская экономика в 2021 году вырастет на 3,3%, в 2022 году — на 3,4%, в 2023 году — на 3%. Инфляция сохранится на уровне 4%.

При этом в Госдуме заверили, что все социальные обязательства будут обеспечены бюджетным финансированием в полном объеме, а по некоторым направлениям сверх запланированных показателей.

Добавим, что российская экономика в феврале–марте 2020 года оказалась под мощным воздействием сразу двух негативных факторов — стремительного распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и ее пагубного влияния на глобальную экономику, а также обвала цен на нефть. На этом фоне рубль существенно обесценился к доллару и евро. Реагируя на ситуацию, правительство и Банк России последовательно вводили несколько пакетов мер по поддержке экономики и граждан.

11 мая президент РФ Владимир Путин объявил о завершении с 12 мая единого периода нерабочих дней, действовавшего с 30 марта в рамках борьбы с COVID-19.

2 июня премьер-министр Михаил Мишустин представил главе государства первый вариант общенационального плана по восстановлению российской экономики в 2020–2021 годах. 19 июня Путину был направлен доработанный проект нацплана, а 23 сентября правительство утвердило окончательный вариант документа (стоимостью около 6,4 трлн рублей).

Позже, 19 октября, замглавы Минэкономразвития (МЭР) РФ Оксана Тарасенко подсчитала, что общая стоимость антикризисного пакета мер, введенных в России в период пандемии, составила 5–6% ВВП.