Posted 7 декабря 2020,, 08:17

Published 7 декабря 2020,, 08:17

Modified 1 февраля, 03:19

Updated 1 февраля, 03:19

В России намекнули на провал программы импортозамещения продуктов

7 декабря 2020, 08:17
Поставки основных категорий товаров не удалось заместить за счет внутреннего производства.

Россия, вопреки надеждам властей, не сумела за счет внутреннего производства заместить поставки основных категорий импортных продуктов, в том числе запрещенных к ввозу в рамках контрсанкций в августе 2014 года. К такому выводу пришли аналитики Национального рейтингового агентстве (НРА).

На смену европейским поставщикам пришли компании из других стран, причем, по мнению экспертов, в целом ряде случаев речь идет не о замещении, а о реэкспорте все той же, в основном европейской, «запрещенки», сообщает газета «Коммерсант».

Как отмечает издание, за 8 лет, прошедших после принятия стратегии импортозамещения в России, рассчитанной до 2020 года, на рынке пищевой продукции существенно удалось сократить только импорт мяса — на 65%. Но это все еще на 2,8 процентного пункта меньше, чем заложено в стратегии. В самом документе в качестве одной из мер упоминалось сокращение импорта товаров, производимых внутри страны.

Кроме того, экспорт молочной продукции к концу 2020 года сократился лишь на 20% вместо провозглашенных в стратегии 30%, плодоовощной продукции — на 11% вместо запланированных 20%.

Провальной ситуация оказалась с сокращением импорта овощей: предусматривалось, что к 2020 году их ввоз сократится на 70,3%, по факту вышло на 27%. Россия из-за климата долго будет нетто-импортером овощей и фруктов, пояснила старший аналитик НРА Мария Сулима.

Между тем напомним, в середине ноября глава Минэкономразвития (МЭР) РФ Максим Решетников заявил, что российская экономика находится лишь в первой части пути по адаптации к новой реальности. По его словам, «реализация единого плана (достижения национальных целей развития России — ред.) будет происходить в условиях серьезных структурных изменений мировой и российской экономики и нового баланса между глобализацией и регионализацией экономики». «Пандемия, очевидно, изменила условия хозяйствования, и нам еще предстоит выяснить характер и последствия этих изменений. Экономика только находится в пути, может быть, в первой части пути адаптации к новой реальности», — указал министр.

При этом он уверен, что возможное снижение спроса на традиционные товары российского экспорта будет компенсироваться выходом на новые экспортные рынки и в том числе расширением экспорта услуг.

«Важнейшим фактором устойчивого роста является высокий уровень инвестиционной активности, снятие инфраструктурных ограничений, прежде всего транспортных и энергетических. Неопределенность мировой геополитической ситуации также диктует развитие импортозамещения. Все эти мероприятия в плане предусмотрены», — отметил Решетников.

На его взгляд, «еще один вызов — это запрос на социальную справедливость и снижение уровня бедности».

Ранее, в конце октября, председатель правительства РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что кабмин завершил работу над единым планом достижения национальных целей развития России до 2024 года и на плановый период до 2030 года. «План определяет наши стратегические приоритеты на ближайшие 10 лет, конкретные шаги по достижению целей, которые были определены в указе (президента РФ Владимира Путина — ред.). Он максимально ориентирован на улучшение жизни людей, и его главная задача — сделать так, чтобы позитивный эффект почувствовал каждый житель нашей страны», — отметил премьер.

По его словам, «структура единого плана — это пять национальных целей и 25 показателей их достижения». «По каждому из них определены целевые значения на ближайшие пять лет и конечный результат на 2030 год», — заверил Мишустин.

Кроме того, продолжил он, «определены результаты, непосредственно влияющие на улучшение жизни людей, сохранение занятости, доходов, повышение доступности и качества образования, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности и поддержки ключевых отраслей экономики».

«С национальными целями будет координироваться и бюджетная политика. Мы предлагаем переориентировать бюджетную систему на достижение национальных целей развития, и финансирование будет жестко увязано с конечными результатами. Ежегодные расходы на реализацию единого плана составят более 12 триллионов рублей, это свыше половины планируемого бюджета на следующий год», — уточнил Мишустин.