Posted 7 декабря 2020,, 13:38

Published 7 декабря 2020,, 13:38

Modified 1 февраля, 03:19

Updated 1 февраля, 03:19

Миллиарды рублей спрятали от налогов?

7 декабря 2020, 13:38
Российские «дочки» рекламного агентства BBDO, которые входят в американский холдинг, заподозрили в занижении налогооблагаемой базы.

ФНС может проверить дочерние компании рекламного агентства BBDO, которое входит в американский холдинг Omnicom Group, по заявлению о занижении налогооблагаемой базы. В управлении ФНС по Москве подтвердили СМИ, что получили заявление Николая Краско, в котором он сообщает о возможных нарушениях российского законодательства со стороны дочерних компаний BBDO. Документ направили в соответствующие территориальные органы для использования в контрольной работе.

По версии заявителя, иностранная рекламная группа BBDO, в которую входят ЗАО «Код оф Трейд» и 12 других дочерних компаний, занимается незаконной минимизацией налоговых платежей в колоссальных масштабах. Так, по оценкам Краско, только из компании «Код Оф Трейд» было выведено около трех млрд рублей.

В своем заявлении автор указывает на «сомнительные финансовые операции по перечислению денежных средств с расчетных счетов компании „Код оф Трейд“», которые кредитные организации отнесли в категории «подозрительных». По мнению Краско, эти операции «не имели явного экономического смысла» и были направлены «на „транзит“ денежных средств, конечным пунктом которого, в частности, являлось „обналичивание“ по мнимым основаниям для вывода из легального оборота с целью хищения и занижения налогооблагаемой базы».

Известно, что в разное время среди клиентов BBDO и Omnicom Group были такие гиганты как Mars, Pepsi, Visa, Эльдорадо и многие другие. Однако российские дочерние компании этого рекламного агентства сотрудничают с фирмами, которые — при анализе данных открытых источников — вызывают некоторые вопросы. В своем заявлении Краско указывает 11 организаций, которым «Код оф Трейд», по его мнению, переводила сотни миллионов рублей. По информации из открытых источников, ни у одной из компаний, куда уходили деньги, нет сайтов. Проверить, действительно ли они оказывают услуги по размещению рекламно-информационных материалов, не представляется возможным. Кроме того, в каждой из 11 фирм числится только по одному сотруднику. Также в открытых источниках удалось выяснить, что, например, ООО «Паблисити медиа», в которую шли денежные переводы, зарегистрирована по адресу, на который записано еще 79 организаций. Еще одна из этих фирм — ООО «Первая городская рекламная компания» — зарегистрирована вместе с еще десятью другими компаниями.

Как говорится в обращении Краско в ФНС России, подобными операциями могут заниматься и некоторые другие дочерние компании BBDO. Учитывая, что речь идет о компаниях, которые входят в иностранную группу, «аналогичное обращение будет отправлено президенту и в ФСБ России», указал Краско в своем заявлении в ФНС.

Как пояснили в ведомстве, «в случае установления нарушений налогового законодательства лица, совершившие противоправные действия, будут привлечены к ответственности за совершение налогового правонарушения по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ».

Как рассказал «Росбалту» адвокат Владимир Постанюк, если налоговая инспекция, проведя проверку, обнаружит занижение налогооблагаемой базы на несколько миллиардов рублей, это может стать основанием для заведения уголовного дела по статье 199 УК РФ («уклонение от уплаты налогов»). «Если компания должна платить налоги в России, и не платит или уменьшает налогооблагаемую базу, то есть, искажает каким-то образом отчетность, можно говорить о наличии признаков состава преступления по этой статье. Это может стать поводом для проведения проверки, в ходе которой важно установить три вещи: первая — должна ли компания платить налоги в России, вторая — какую сумму, третья — что делает, чтобы платить меньше. Когда налоговая устанавливает, что компания не заплатила налоги, этого недостаточно для возбуждения уголовного дела. Необходимо установить, что юридическое лицо предпринимает целенаправленные действия для того, чтобы не платить либо платить не ту сумму, которая положена, а меньше. То есть, нужно установить сам факт „уклонения“. Только в этом случае может идти речь о возбуждении уголовного дела по статье 199 УК РФ. В таком случае ответственным может грозить реальный тюремный срок», — отметил Постанюк.

По словам партнера адвокатского бюро «Феоктистов и партнеры», адвоката, кандидата юридических наук, доцента кафедры уголовного права ВШЭ Руслана Долотова, в США за налоговые преступления гораздо суровее ответственность, чем в России. Поэтому если в нашей стране заведут уголовное дело о налоговом преступлении, совершенном дочерней фирмой, у американских властей тоже могут возникнуть вопросы в отношении головной компании. «Но в США могут привлечь к ответственности и саму компанию, а в России у нас нет уголовной ответственности для юридических лиц. То есть, в том случае, если будет выявлено нарушение законодательства, ответственность будут нести физические лица, которые фактически управляют компанией, но не сама фирма», — пояснил собеседник агентства.

Напомним, ранее компания и ее топ менеджмент уже попадали в сферу интересов правоохранительных органов. В 2007 году сотрудники силовых ведомств проводили обыск в центральном офисе BBDO Russia Group. Согласно данным «Коммерсанта», проверку проводило УБЭП ГУВД Москвы в связи с предполагаемым использованием нелицензионного программного обеспечения. По словам другого источника в BBDO, упомянутого в публикации, за обыском стояла Федеральная налоговая служба.

Это не единственный случай сомнений в легитимности действий компаний, входящих в BBDO. Например, в 2013 году, как сообщает «Право.ру», суд признавал, что другое агентство группы BBDO — «ОМД Медиа Дирекшн» — действовало как недобросовестный агент, в конечном итоге создав иллюзию легитимной ситуации.

Согласно рейтингу крупнейших рекламных агентств и холдингов, подготовленному Ассоциацией коммуникационных агентств России (АКАР) и Sostav в 2020 году, объем медиазакупок в 2019 году составил 228 млрд руб. Из них через агентства, входящие в глобальный холдинг Omnicom Group, прошло более 80 млрд. рублей.