Posted 15 декабря 2020,, 12:50

Published 15 декабря 2020,, 12:50

Modified 1 февраля, 03:26

Updated 1 февраля, 03:26

«Мы их поименно знаем»: в ЦБ РФ порассуждали о слабости банковского сектора

15 декабря 2020, 12:50

Центробанк РФ поименно знает слабые российские банки и находится в постоянном диалоге с их собственниками и топ-менеджментом.

«Всегда на рынке будут появляться сравнительно слабые и просто слабые банки. Мы их поименно знаем и находимся в постоянном диалоге с их собственниками и менеджерами. Но если кто-то из слабых банков утратит платежеспособность, это уже не вызовет потрясений на рынке», — заявил первый заместитель председателя Банка России Дмитрий Тулин в интервью «Интерфаксу».

Как полагает первый зампред ЦБ, нынешний год стал серьезной проверкой банков на прочность, и впервые в кризисных экономических условиях российскому банковскому сектору не потребовалась финансовая помощь от властей.

Напомним, на прошлой неделе эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) спрогнозировали, что российские банки по итогам нынешнего году могут заработать около 1,4 трлн рублей чистой прибыли, тогда как в 2021 году этот показатель, вероятно, значительно снизится — до 740 млрд рублей.

Аналитики констатировали, что российские банки в уходящем году начали наращивать отчисления в резервы, однако пика этот процесс достигнет в 2021 году, что в значительной степени отразится на прибыльности сектора.

По оценкам же Центробанка РФ, в октябре 2020 года российские банки получили прибыль в 170 млрд рублей, что на 15% меньше показателя годичной давности. «В октябре кредитные организации заработали около 170 миллиардов рублей, это на 15% ниже результата сентября, но выше среднемесячной прибыли в последние девять месяцев», — говорилось в обзоре регулятора. При этом он зафиксировал, что с начала года прибыль сектора достигла 1,3 трлн рублей.

Как указывал ЦБ, число прибыльных банков в октябре незначительно снизилось — до 247 против 249 кредитных организаций месяцем ранее. При этом их доля осталась на сентябрьском уровне в 66% от общего количества банков.

Кроме того, отмечалось, что «источники собственных средств сектора в октябре снизились на 307 млрд рублей, до 10,4 трлн рублей, несмотря на заработанную прибыль, из-за выплаты дивидендов на общую сумму около 457 млрд рублей».

Ранее директор направления «Финансовые институты» международного рейтингового агентств S&P Global Ratings Сергей Вороненко прогнозировал, что уровень кредитных потерь российских банков по итогам нынешнего года составят 2,5-3%. «Мы видим, что ожидаемый уровень кредитных потерь российских банков, мы придерживаемся довольно консервативного прогноза, это 2,5-3% на 2020 год: он сопоставим с большинством банковских систем развивающихся рынков», — подчеркивал эксперт.

Впрочем, он не исключил, что в дальнейшем более консервативные финансовые организации будут быстрее признавать проблемные кредиты. «Пока мы исходим из предпосылок, что в целом за два года, 2020–2021 год, совокупный уровень кредитных потерь российских банков может составить около 5% их средних портфелей за период», — ожидает аналитик.

До этого аналитики международного рейтингового агентства S&P констатировали, что кредитный цикл в российской банковской рознице завершился в середине 2020 года, а впереди — замедление роста выдач новых кредитов гражданам и увеличение «проблемных» долгов.

Как отметили эксперты, в 2018 году задолженность домохозяйств перед банками выросла на 22%, в 2019-м — на 18%, а за 8 месяцев этого года — всего на 12% в годовом выражении из-за кризиса и пандемии.

В течение года, предсказывают аналитики, темпы роста розничного кредитования замедлятся до 10-12%, а объем потерь по выданным ссудам, наоборот, начнет увеличиваться. По оценкам S&P, доля проблемных розничных кредитов может достичь 6% — показатель увеличится на 1,7 процентного пункта по сравнению с уровнем начала 2020 года, когда была зафиксирована минимальная доля просрочки за последние десять лет (4,3%).

«Мы отмечаем не только повышение концентрации домохозяйств с очень высоким уровнем задолженности в некоторых регионах, но и рост числа заемщиков с низким уровнем доходов, особенно в сегменте необеспеченного потребительского кредитования, что обусловливает увеличение дисбалансов», — предупредили эксперты.