Posted 12 марта 2021,, 19:46

Published 12 марта 2021,, 19:46

Modified 1 февраля, 04:26

Updated 1 февраля, 04:26

Экономист Нечаев: На антикризисные меры средств тратится явно недостаточно

12 марта 2021, 19:46

Он напомнил, что госдолг России по итогам прошлого года вырос почти на 40%. «Прирост составил 5,4 трлн руб. При этом внутренний госдолг увеличился на 4,6 трлн руб. (+45,4%), а внешний — на $1,9 млрд (+3,5%). Выглядит впечатляюще, хотя на самом деле ничего неожиданного не происходит», — считает он.

При этом, отмечает он, «поскольку наше правительство не готово финансировать дефицит бюджета за счет приватизации, то никакого другого пути, кроме заимствований, не остается».

«В основном госдолг рос за счет внутренних заимствований, поскольку из-за санкций западный рынок капитала для России почти закрыт. С точки зрения инвестиционного климата это серьезный негативный фактор: когда на рынок выходит такой заемщик, как государство, частному бизнесу и даже госкомпаниям приходится потесниться — либо отказаться от размещения своих ценных бумаг, либо платить дополнительную премию в виде более высоких процентов, чтобы получить необходимые деньги на фондовом рынке», — пишет Нечаев, указывая, что это вынужденная мера, «поскольку резать расходы власти не готовы».

«Другой вопрос, что можно предъявить массу претензий к тому, как тратятся бюджетные деньги. Я не раз об этом говорил, — на антикризисные меры средств тратится явно недостаточно. Сама ситуация с бюджетом была бы не столь драматичная, если бы антикризисные меры были более решительные и эффективные. Большие возможности и для перераспределения бюджетных средств — с финансирования „силовых ведомств“ на поддержку экономики и социальные расходы, что дало бы неизмеримо больший эффект с точки зрения восстановления экономического роста», — отмечает экономист.

Нечаев отмечает, что сверх бюджета государство ничего не тратит (не считая фонда национального благосостояния): структура и объемы бюджета заданы, они могут как-то корректироваться, но не более. «С точки зрения бюджетных расходов, рубль „не окрашен“: неважно, откуда он поступил — за счет НДС, акцизов, экспортных пошлин или за счет заимствований», — полагает он.

При этом он уверен, что на простых гражданах эта практика сказывается пока условно положительно, потому что таким образом финансируются бюджетные расходы, однако стратегически надо помнить, что этот долг придется потом обслуживать. «Тем более, что Минфин на внутреннем рынке занимает под довольно высокие проценты. Если экономический рост восстановится и налоговые доходы увеличатся, то никакой драмы в этом нет, тем более что пока уровень госдолга у нас в сравнении с многими другими странами не запредельный, а довольно скромный», — резюмирует автор.