Posted 29 апреля 2021,, 11:53

Published 29 апреля 2021,, 11:53

Modified 1 февраля, 05:11

Updated 1 февраля, 05:11

Эксперты призвали производителей и маркетплейсов к совместной борьбе с нелегальной онлайн-торговлей

29 апреля 2021, 11:53

Участники Экспертного клуба, организованного АКАР и ADRESS в преддверии пятого Национального рекламного форума (НРФ), отметили, что рост нелегальной интернет-торговли создает все большую угрозу для всех компаний, развивающих бизнес в этом сегменте. По их мнению, исправить ситуацию можно только путем системного подхода, который включает разумную политику на уровне государства. Только в этом случае борьба с нелегальной торговлей в Сети не обернется проблемами для добросовестного бизнеса, который создает рабочие места и платит налоги.

«Существует риск, который очень быстро проявляется в истории с онлайн торговлей. Это история с контрафактом, риск появления которого в онлайне сразу увеличивается, и история с регулированием продаж разного рода „вредных“ товаров», — подчеркнула Ксения Болецкая, модератор Экспертного клуба НРФ на сессии «E-commerce для больших брендов: из маленькой истории в блокбастер».

Участники дискуссии выразили мнение, что нарушители закона наиболее вольготно чувствуют себя в тех областях, в которых действует госзапрет на интернет-торговлю. Так, например, отсутствие легальной возможности дистанционно реализовывать алкоголь и табак приводят к тому, что всю эту нишу занимает теневой бизнес.

«Онлайн-торговля становится все больше вовлечена в распространение контрафактной и нелегальной продукции. В интернете нет серьезного регулирования, что дало большой толчок к развитию e-commerce. Но сейчас мы подходим к этому. Многие категории товаров у нас запрещены к продаже через интернет — алкоголь и табак. Но данные исследований говорят о том, что доля их продаж в онлайне растет», — сообщил Алексей Поповичев, исполнительный директор Ассоциации «Русбренд».

По их мнению, это не только влияет на потерю прибыли маркетплейсов, но и ведет к обострению социальных проблем. В частности, многолетняя работа по снижению уровня курения среди несовершеннолетних сейчас имеет обратную тенденцию именно из-за развития нелегальной торговли в сети интернет. По данным исследований общественных организаций, которые озвучил Алексей Поповичев, было выявлено как минимум 27 сайтов и 30 групп в социальных сетях, которые осуществляют нелегальные продажи табака, в том числе несовершеннолетним. Это обусловлено отсутствием серьезных рисков для нелегальных продавцов и огромной прибылью.

При этом методы, с помощью которых власти предлагают решать проблемы, зачастую оказываются неэффективными и спорными. Например, введение обезличенной упаковки, скрывающей бренд, может иметь совершенно непредсказуемый результат. По данным австрийских исследователей, которые привел Алексей Поповичев, в этой стране «потеря лица» бренда привела к росту теневого рынка на 30%, так как выявить нелегальную продукцию стало сложнее. Как пояснил эксперт, в условиях снижения доходов населения покупатель ищет максимально дешевое предложение — не бренд, а сигареты. И интернет ему в этом помогает. Таким образом исчезает аспект конкуренции, рынок нелегальной продукции растет. И все от этого проигрывают: потребитель теряет выбор, государство — налоги.

Еще одной серьезной проблемой эксперты назвали позицию поисковых систем, которые неохотно идут навстречу правообладателям и честному бизнесу. Это в значительной степени затрудняет борьбу с контрафактной продукцией. Свою позицию интернет-компании объясняют предоставлением всем равных возможностей, но не учитывают, что недобросовестные предприниматели зачастую злоупотребляют этим равенством.

При этом, как отметили выступающие, крупные площадки активно следят за жалобами потребителей на недобросовестных продавцов, реализующих некачественный или контрафактный продукт.

«Маркетплейсы работают на очень важной вещи — на доверии: доверие между людьми, доверие к поставщику услуг, доверие к информации», — подчеркнул Олег Лебедев, директор по маркетингу AliExpress Россия.

В то же время, по данным экспертов, продажа некачественной и контрафактной продукции чаще всего происходит на небольших площадках: в социальных сетях или под видом другого товара (за его оболочкой). Другая сторона проблемы — готовность потребителя покупать нелегальный товар и рекомендовать его другим, даже на крупных площадках. По мнению представителей отрасли, интернет-компании не всегда демонстрируют готовность разобраться в ситуации и затягивают рассмотрение жалоб на реализацию подделок или контрабанды.

Основной задачей в сложившихся условиях, считают эксперты, становится объединение усилий для противостояния нелегальной торговле в сети интернет При этом важно не навредить добросовестным продавцам. Для этого, по их мнению, необходим комплекс мер, включающий изменение законодательной базы, объединение усилий брендов и маркетплейсов, а также информирование пользователей о вреде, который наносит нелегальная продукция.