Posted 11 мая 2021,, 10:05

Published 11 мая 2021,, 10:05

Modified 30 марта, 11:45

Updated 30 марта, 11:45

Названа причина низкой производительности труда в России

11 мая 2021, 10:05

В богатых странах население имеет более высокий уровень образования, чем в бедных, однако Россия исключение из этого правила: по доле образованных людей РФ находится среди лидеров в мире, а по производительности труда — среди отстающих, утверждают экономисты НИУ Высшей школы экономики.

Следовательно, констатируют эксперты, имеющийся человеческий капитал не переплавляется в высокие уровни производительности труда. Это также означает неэффективное использование накопленных умений и знаний, их растрату и обесценение, сообщает газета «Ведомости».

Как отмечает издание, причина проста: процесс обучения у большинства наших сограждан заканчивается после окончания университета, колледжа или школы. «Жизненный цикл знаний и навыков российского работника: мощный старт и быстрая деградация, поскольку лишь около 12% населения в возрасте 25–64 лет проходят то или иное переобучение», — поясняют авторы доклада.

Для сравнения: в большинстве европейских стран повышают квалификацию или переучиваются в течение жизни порядка 40–60% жителей.

Напомним также, что зарплаты в России растут сразу после начала карьеры и до достижения работником 40 лет, а затем начинают снижаться, в то время как на Западе этот рост продолжается почти до самого выхода на пенсию. На это в начале мая обратил внимание директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.

«На уровень доходов влияют разные факторы — наличие навыков и знаний, ценимых рынком труда, готовность постоянно учиться и переучиваться, способность интенсивно трудиться, состояние здоровья, трудовая мобильность. В конкурентной экономике в конечном счете платят за эффективность труда», — заявил «Российской газете» эксперт.

При этом, по его словам, «снижается производительность — снижается заработок».

Как полагает Гимпельсон, «ключевой фактор — не биологический возраст, а качество человеческого капитала — навыков и знаний».

«В России сложилась парадоксальная ситуация — при высокой доле людей, выходящих на рынок труда с хорошим высшим или средним специальным образованием, очень малая часть работников продолжает доучиваться в ходе свой карьеры. При этом, чем старше, тем меньше. Например, в Германии или Скандинавских странах ежегодно переобучается каждый второй в возрасте 50-59 лет, а у нас — каждый двадцатый», — посетовал эксперт.

Он констатировал, что в РФ «подавляющее большинство работников очень рано перестает совершенствовать свой человеческий капитал».