Posted 18 мая 2021,, 09:55

Published 18 мая 2021,, 09:55

Modified 30 марта, 11:42

Updated 30 марта, 11:42

Group-IB: Яндекс «пропускает» ссылки-мутанты онлайн-пиратов

18 мая 2021, 09:55

Из 6 млн ссылок на пиратский контент, внесенных в «черный список» в текущем году, более 1 млн ссылок по-прежнему доступны в «Яндексе». Об этом сообщает международная компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак и расследовании высокотехнологичных преступлений.

Антипиратский меморандум, обязывающий поисковики удалять ссылки на страницы с нелегальным контентом из результатов поисковой выдачи, был принят в 2018 году и подписан поисковиками «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler. Некоторое время он был эффективен: с момента подписания «Яндекс» удалил из поисковой выдачи более 15 млн пиратских ссылок, из них 6 млн — за первые три месяца 2021 года.

С прошлого же года, как отметили эксперты Group-IB AntiPiracy, пираты могут оперативно отслеживать удаленные ссылки и в автоматическом режиме генерировать их дубли.

Для обхода блокировки используются три технических способа: динамические URL-ссылки, замена «засвеченных» доменов на домены третьего и более «глубоких» уровней, а также «мутирующие ссылки», в которых применяется как комбинация смены домена, так и URL. На сегодня последний способ доставки нелегального пиратского контента зрителям остается самым эффективным. На данный момент Group-IB выявлено 886 тыс. 411 случаев использования ссылок-мутантов онлайн-кинотеатрами и 303 тыс. 628 случаев — торрент-трекерами.

Принятый в 2018 году меморандум уже не может с прежней эффективностью фильтровать пиратский контент, отмечают эксперты. Новые способы обхода меморандума несут в себе риски для индустрии легального распространения видео-контента: если существующая версия меморандума будет принята в качестве законопроекта, в нем сохранятся «лазейки» для пиратского бизнеса, которые могут быть использованы для дальнейшего распространения «пиратки» через поисковую систему «Яндекса», отмечает заместитель гендиректора Group-IB по направлению защиты от цифровых рисков Андрей Бусаргин.

При этом, напоминают эксперты, опыт борьбы со всеми способами обхода на рынке есть: для этого необходимо создать действенный механизм «пират-фильтра». По их мнению, необходимо усовершенствовать алгоритмы поисковой системы. Сейчас для оперативной индексации в «Яндексе» используется «быстроробот» — специализированный «поисковый паук», который находит новые страницы спустя минуты после их появления на портале и зачастую они сразу же появляются на первых позициях в поисковой выдаче.

«Технически можно ограничить работу „быстроробота“ для сайтов, которые набрали 100 изъятых из выдачи страниц и удалять из органической выдачи сайты, которые набрали свыше 200 изъятых страниц. Кроме того, не помешает добиться снижения ИКС — индекса качества сайтов, влияющих на положение в поисковой выдаче для пиратских ресурсов за счет введения штрафов. Например, у Google подозрительные ссылки не попадают в первые строчки органической выдачи, а находятся в конце списка (обычно 20+ страница), что ведет к нивелированию потенциального урона от пиратского контента», — отметил Бусаргин.

В последние годы, несмотря на падение теневого рынка интернет-пиратства в России, желание зрителей смотреть пиратские фильмы не снижалось, а в пандемию еще и выросло. Количество запросов в популярных поисковых системах на просмотр бесплатных фильмов и сериалов по итогам прошлого года увеличилось на 12% и составило 11,8 млрд (в 2019 году — 10,5 млрд). Эксперты Group-IB отмечают, что главным источником трафика для пиратских онлайн-кинотеатров остается поисковик «Яндекс» — на него приходится в среднем до 90% трафика.