Posted 27 июля 2021,, 06:35

Published 27 июля 2021,, 06:35

Modified 30 марта, 08:30

Updated 30 марта, 08:30

В России выявили схему по раздуванию бюджета через госзакупки

27 июля 2021, 06:35

Аналитический центр (АЦ) при российском правительстве подготовил по заказу Минфина РФ исследование проблемы высокой частоты расторжения госконтрактов.

Выяснилось, что за 2017–2019 годы в среднем было расторгнуто 19% заключенных контрактов по закону о контрактной системе (ФЗ-44). Для сравнения, в закупках госкомпаний (ФЗ-223) эта доля составляет 11%, сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на исследование.

Как отмечает издание, проблема частого расторжения госконтрактов госзаказчиками, в которой регуляторы ранее видели произвол распорядителей бюджетов в отношении поставщиков, оказалась следствием целенаправленной работы госорганов по раздуванию своих бюджетов.

Эксперты допускают, что такая практика согласована с крупными госкомпаниями-поставщиками: по крайней мере, чаще всего подрядчики разрыв контрактов не оспаривают, а заказчики перенаправляют неистраченные деньги на иные цели.

По данным АЦ, лишь 2% из 19% неисполненных контрактов расторгаются в одностороннем порядке по инициативе заказчика.

Напомним также, что 23 июня Совет Федерации одобрил закон, изменяющий порядок закупок для государственных и муниципальных нужд.

Новым законом сокращается количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных — конкурс, аукцион, запрос котировок. Также сокращаются требования к извещениям, документациям, заявкам на участие в закупках. В целях упрощения исключается необходимость составления заказчиком документации о закупке. Сокращаются и унифицируются сроки выполняемых процедур при проведении различных способов закупок. Также завершается начатый ранее процесс перевода закупок в электронную форму.

Кроме того, предусматривается введение «универсальной стоимостной предквалификации» участников закупок — возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта не менее 20% от начальной (максимальной) проводимой закупки. Это направлено на отбор подрядчиков, обладающих квалификацией и исключение участия в закупках недобросовестных участников и фирм-однодневок.

Закон также вводит возможность предоставления банковских гарантий, выданных «ВЭБ.РФ», а также региональными гарантийными организациями, что должно расширить доступ к закупкам, прежде всего для субъектов малого и среднего предпринимательства.