Posted 21 сентября 2021,, 09:12

Published 21 сентября 2021,, 09:12

Modified 1 февраля, 15:24

Updated 1 февраля, 15:24

Ресторатор Аркадий Новиков проиграл процесс в деле о возврате $8,8 млн партнерам по «Донатс кафе»

21 сентября 2021, 09:12

Известный ресторатор Аркадий Новиков проиграл резонансный судебный процесс в деле о возврате $8,8 млн партнерам по сети кофеен Krispy Kreme (построена по франшизе одноименной американской культовой сети пончиковых). Об этом сообщает издание mos.news. Мосгорсуд вынес определение, которым признал, что ответственность перед кредиторами проекта несет не только управляющая компания «Донатс кафе», но и сам Аркадий Новиков.

Дело тянулось с 2013 года, когда предприниматели Александр Сысоев и Владимир Мухин выступили кредиторами нового проекта бизнес-империи Аркадия Новикова. Сам ресторатор, владеющий 60% «Донатс», стал управляющим партнером новой сети из 30 заведений в Москве и Подмосковье. Кредит на новое начинание Новикова дали Сысоев и Мухин (контролируют на двоих 40% компании), Новиков же гарантировал возврат долга личным поручительством. Впоследствии именно факт поручительства, несмотря на то, что оно было оформлено документально, оспаривала сторона Новикова. Однако за семь лет кредиторы не получили прибыли, а также не смогли добиться возврата долга, поэтому обратились в суд.

Защита ресторатора отрицала как факт поручительства, так и саму сделку по финансированию проекта, утверждает издание «Регнум», хотя эти правила устанавливал сам управляющий партнер. Как писала «Независимая газета», сторона Новикова пыталась представить кредит в качестве платы за приобретение доли в бизнесе. Однако, отмечало издание, продажа доли в бизнесе в отличие от кредита должна была облагаться подоходным налогом, данные об уплате которого отсутствуют. Примечательно, что Аркадий Новиков с 2012 года входит в Общественный совет при ФНС.

Бухгалтерия «Донатс кафе» все восемь лет работы компании фиксировала полученные средства именно как заем, что подтверждалось аудиторскими проверками, — пишет «Регнум». На этом основании ранее суд первой инстанции уже встал на сторону истцов в части возврата долга непосредственного управляющей компанией. Теперь Мосгорсуд постановил, что свою часть долга должен вернуть и сам Новиков в рамках выданного поручительства — пропорционально его доле участия в бизнесе.

По мнению Regnum, представители ресторатора могут воспользоваться правом на кассацию. «Новикову понадобится серьезный административный ресурс, чтобы обернуть дело вспять. А такой ресурс у Новикова без сомнения есть. Не является секретом его давняя дружба с премьер-министром Михаилом Мишустиным и другими сильными мира сего», — цитирует агентство мнение юриста Сергея Никитского.

Однако, полагает Никитский, привлечение админресурса в данном деле затруднительно. Он приводит в пример попытку защиты «Донатс кафе» привлечь к делу в качестве третьей стороны Агентство страхования вкладов (АВС). Юристы хотели доказать, что полученные «Донатс кафе» деньги принадлежали обанкротившемуся Банку развития технологий, к которому когда-то имели отношение партнеры Новикова. После того, как один из истцов обратился в ФСБ, была выявлена фальсификация материалов аккредитованной сотрудницей АСВ. Сотрудница была уволена, а само Агентство вышло из дела.

Как полагает Никитский, «чиновники высшего ранга вряд ли будут готовы рискнуть репутацией с тем, чтобы оказать Новикову содействие в этом деле».

Кроме того, сам Новиков в интервью ТАСС отмечал принципиальность Мишустина. «Сказать, чем еще интересен Мишустин? Никогда не делает поблажек друзьям. Мне кажется, с нами он даже жестче, чем с остальными. Знаю еще несколько человек, с кем он дружит. Ни с одним не сюсюкался. И меня предупреждал: если что-нибудь сделаешь в бизнесе не так, пойдешь первый. Серьезно говорил, без шуток», — подчеркивал ресторатор.

«В данном контексте развязка истории с невыплатой долгов партнерам может стать для Аркадия Новикова опасным прецедентом, когда высокопоставленные друзья ресторатора могут счесть, что он «сделал в бизнесе что-то не так», — отмечают Аргументы.ру, добавляя, что в этом случае «он останется один на один со своими обязательствами перед партнерами».