Posted 30 декабря 2022,, 07:48

Published 30 декабря 2022,, 07:48

Modified 30 марта, 08:14

Updated 30 марта, 08:14

Дмитрий Салтанов: Рынок постоянно меняется, поэтому бизнес должен быть гибким и способным адаптироваться

30 декабря 2022, 07:48
Одна из самых важных особенностей хорошего предпринимателя — это сосредоточенность на качестве, считает совладелец компаний ChiedoCover и DinoMashine.

Сегодня бизнес переживает тяжелые времена, в которые даже остаться на рынке бывает непросто, и у многих часто возникает желание опустить руки. Но предпринимателям нельзя останавливаться ни на секунду, потому что бизнес — это процесс непрерывной работы и совершенствования. Откуда черпать энергию на развитие нескольких компаний, какие навыки помогают постоянно расти и находить в трудностях выгоду и каково быть серийным предпринимателем? Об этом в интервью «Росбалту» рассказал Дмитрий Салтанов — инвестор, владелец и совладелец более десятка бизнесов, среди которых такие крупные предприятия, как ChiedoCover и DinoMashine.

— Дмитрий, как серийный предприниматель вы управляете несколькими компаниями одновременно. Как вы пришли к этому, и как складывалась ваша карьера?

— На сегодняшний день я являюсь основателем или сооснователем порядка 12 компаний, а начал активно заниматься предпринимательством еще в возрасте 18-19 лет. Проработал во многих областях, что позволило мне сформировать большой набор компетенций и научиться анализировать рыночную ситуацию в самых разных сферах.

Под моим началом была открыта и развивается по сей день одна из самых масштабных и известных в России мебельных компаний ChiedoCover, клиентами которой является практически весь крупный бизнес на российском рынке. Также я основал уникальную для рынка России и стран СНГ компанию по производству аниматронных фигур для парков аттракционов и развлечений DinoMashine. Продукты этой компании — большие, размером порядка 15-20 метров, движущиеся фигуры динозавров, насекомых, животных, а также различного рода декорации и архитектурные формы.

Другими моими крупнейшими проектами являются музей шоколада «Шоколадный Выборг», бренд уличной одежды и аксессуаров Street Wolf, а также компания, ориентированная на реализацию продуктов остальных моих компаний и компаний партнеров посредством использования маркетплейсов.

В какой-то момент своего профессионального пути я стал часто выступать в роли инвестора: находить и объединять талантливых и трудолюбивых специалистов, предоставлять средства для развития смелых и зачастую инновационных идей и проектов.

— ChiedoCover и DinoMashine являются одними из лидирующих в своем сегменте рынка. Расскажите, какие события вы считаете ключевыми в развитии этих компаний?

— С компанией ChiedoCover мы с самого начала росли очень постепенно, но каждый год показывали внушительные результаты. Можно такое развитие назвать эволюционным: начинали с 5-7 человек, и каждый год наш штат рос на 30-40%. Точно так же было с мощностями, производством и выручкой: первые три года мы удваивались ежегодно, в последние годы стабильно показываем рост на 30-50%. Сегодня в нашей команде уже более 400 человек на шести производствах с общей площадью более 10000 квадратных метров.

Важными этапами развития компании, безусловно, были проекты с крупными заказчиками и партнерами, среди которых «Российские железные дороги», сеть отелей Hilton, хоккейный клуб «Авангард», «ТНТ», «Газпром», «Ростелеком», аэропорт «Домодедово», инновационный центр «Сколково» и многие другие представители российского предпринимательства. Работа с такими партнерами дала нам возможность не только развить свой бренд, но и вырасти профессионально, разрабатывая интересные и уникальные проекты для заказчиков.

DinoMashine я открыл в 2019 году. В самом начале у нас было проведено множество экспериментов, мы работали над технологиями и бизнес-процессами, после чего начали активно расти как в ассортименте предлагаемой продукции, так и в суммарной выручке, показав только за 2021 год рост на 410%. Сегодня наши фигуры можно увидеть в более чем 22 городах России, а также в торговых центрах Берлина и Амстердама.

На сегодняшний день компания проходит новый важный этап своего развития в двух направлениях. В городе Киров, где у нас расположено производство, мы открыли тематический парк, на основе которого мы создаем франшизу. Это основной вектор нашего масштабирования в ближайшие годы. Более того, у нас есть амбициозная цель: продать 10 франшиз до конца 2023 года. Вторым направлением в области парков аттракционов мы выбрали создание колес обозрения, первые из которых планируем ввести в эксплуатацию в Хургаде, Шарм-эль-Шейхе и Дубае. С этим проектом хотим активно развиваться в странах Персидского залива и Северной Африки.

— Почему вы решили выступать в роли инвестора в некоторых своих проектах?

— У меня есть достаточно большой опыт ведения бизнеса, есть видение рынка, его особенностей, поэтому мне хочется использовать эти навыки не только для личного заработка, но и чтобы помочь талантливым людям развить свое дело и принести пользу обществу. Конечно, позиция инвестора имеет свои комфортные стороны: нет необходимости постоянно заниматься операционной деятельностью, спешить, бежать и проводить за работой бессонные ночи. Это также возможность посмотреть на бизнес несколько более широко, а в таком подходе появляются более интересные вопросы, более глобальные, что делает работу по-настоящему захватывающей.

— Как у вас сформировалось стремление помогать начинающим предпринимателям?

— Отчасти из личного опыта. Я очень хорошо понимаю, что значит начинать вести бизнес. На самых первых этапах практически у всех предпринимателей не хватает каких-то знаний, опыта, и экспертное мнение в таких случаях может быть необычайно полезно — ведь оно может сэкономить не только силы, но и крупные суммы денег. Даже опытный бизнесмен может нуждаться в оценке эксперта, потому что глобально предприниматель имеет два основных пути: профессиональное развитие в определенной области, что означает длительное погружение в детали, развитие узконаправленных навыков, или формирование достаточно поверхностного представления о многих сферах, что позволяет хорошо и отчасти безболезненно реагировать на меняющиеся обстоятельства и корректировать вектор движения.

— Как вы находите мотивацию для постоянного поиска и развития своих проектов?

— В первую очередь, я не берусь за все подряд. Каждый конкретный проект нужно оценивать на предмет личной заинтересованности. Если мне интересно пойти и развивать бизнес в конкретном направлении, я вижу перспективы, а также проанализированные риски не являются высокими, тогда я с невероятным энтузиазмом возьмусь за дело. Конечно, существует также принцип дробления целей, в рамках которого важно в достижении глобальных целей ставить себе небольшие, разбивающиеся на конкретные задачи. Такой подход также позволяет постоянно чувствовать прилив энергии и мотивации при решении поставленных задач, ведь получается наглядно видеть движение к желаемому результату.

— Что помогает вам в управлении таким большим количеством проектов и в поиске новых?

— Наше сердце — это, конечно, полноценная сформированная IT-команда, которая занимается только нашими внутренними продуктами и проектами. С ростом количества проектов, идей, пришла необходимость в создании собственной поддержки продуктов на основе информационных технологий. Для возможности предоставления комплексной IT-поддержки мы сформировали компанию полного цикла: backend и frontend разработка, дизайн, создание сайтов, маркетинг и бренд-менеджмент. С этой командой мы также постоянно пробуем новые проекты и тесно работаем со стартапами.

— С компанией DinoMashine вы принимали участие на крупнейшей выставке, посвященной инновациям и технологиям в сфере тематических парков развлечений, IAAPA Expo Europe. Расскажите, какой опыт вы приобрели от участия в таком мероприятии?

— Для меня это был, безусловно, интересный опыт, а для компании — приобретение колоссальных возможностей. Потому что представить компанию на этой выставке — это заявить о ней во всем мире, ведь на этой выставке традиционно собираются все самые крупные производители не только аниматроников, но и всего, что связано с индустрией парков развлечений. Также на выставке проходят презентации самых амбициозных проектов.

Участие в таком масштабном событии сделало нас одной из самых узнаваемых компаний на рынке. Хотя, строго говоря, данный рынок не является высококонкурентным ввиду своей специфики и сложностей во многих внутренних процессах. На текущий момент DinoMashine является единственной компанией в своем роде на рынке СНГ, а наши конкуренты — производители из Китая и США, которые не могут с нами соперничать ввиду высоких издержек на логистику. Однако не только в этом наше преимущество. На европейском пространстве мы единственные, кто занимается полным циклом производства в данной сфере: от IT-решений до проработки всех дизайнов, а также утилизации старых фигур.

— Дмитрий, что бы вы могли посоветовать начинающим предпринимателям?

— Я бы хотел дать несколько советов тем, кто решил пойти по нелегкому, но очень интересному пути построения собственного бизнеса. Во-первых, начните с малого, не пытайтесь сразу создать крупную компанию. Начните с небольшого бизнеса и развивайтесь постепенно, получайте опыт и самосовершенствуйтесь.

На первом этапе попытайтесь найти область, в которой у вас больше всего опыта и знаний. Это поможет вам создать продукт или услугу, которые будут пользоваться спросом на рынке. Всегда будьте готовы к трудностям, начинать бизнес — это сложно. Неожиданные проблемы могут возникнуть в любой момент. Поэтому нужно быть готовым к тому, что порой придется много работать и искать нестандартные решения.

Рынок постоянно меняется, поэтому бизнес должен быть гибким и способным адаптироваться к изменениям. Будьте готовы корректировать свой план и стратегию, если это необходимо. Одна из самых важных особенностей хорошего предпринимателя — это сосредоточенность на качестве. Высокое качество ваших продуктов или услуг поможет не только выделиться на рынке, но и повысить лояльность клиентов. Самое главное — не бойтесь неудач и всегда учитесь на своих ошибках, тогда они сделают вас только сильнее.

Беседовала Дарья Истомина