Posted 28 апреля 2020,, 17:31

Published 28 апреля 2020,, 17:31

Modified 30 марта, 14:21

Updated 30 марта, 14:21

Идеи чучхе от Мишустина, прощание со средним классом, импорт «большого брата»

28 апреля 2020, 17:31
Николай Ульянов
«Росбалт» подводит итоги дня, определяя ТОП-5 самых интересных событий и трендов в разных сферах жизни.

Итак, чем запомнится 28 апреля 2020 года?

1. Пожалуй, самое интересное из прозвучавшего в ходе обращения Владимира Путина во вторник перед совещанием по вопросам борьбы с коронавирусом — это поручение правительству начать разработку масштабного плана нормализации деловой жизни. «Стратегическая задача такого общенационального плана действий — …обеспечить долгосрочные структурные изменения в российской экономике с учетом той новой реальности, которая сейчас складывается в мире», — заявил президент.

В политическом воздухе ощутимо запахло новыми национальными проектами или даже НЭПом. Ведь «новая реальность» — о которой говорит Путин, это, конечно, не ношение медицинских масок на производстве или соблюдение социальной дистанции в офисе. Это катастрофическое падение мировых цен на нефть вкупе с продолжающимся удешевлением экспортируемого российскими компаниями газа. И все это в условиях мировых экономических санкций, отменять которые Запад не намерен. Соответственно, из коронавирусных нерабочих недель экономике придется выбираться с опорой на собственные силы. А где их взять — с таким перекосом в экономике в сторону неэффективного в кризисной ситуации госсектора? Какие идеи чучхе предложит премьер Мишустин, узнаем уже очень скоро.

2. Владимир Путин принял политическое решение — поэтапное снятие ограничений и выход из режима самоизоляции начнется с 12 мая. Многие хотели услышать дату, и президент ее назвал. Хотя, возможно, позднее это решение будет признано ошибочным. Страны, прошедшие пик коронавирусной пандемии, могут столкнуться с новой волной COVID-19 при преждевременном снятии ограничений, следует из отчета, опубликованного лабораторией инноваций сингапурского университета технологий и дизайна. Согласно постоянно обновляемому исследованию, в России ситуация с COVID-19 окончательно завершится 19 августа текущего года. Но ждать середины августа граждане, утомленные самоизоляцией, конечно, не станут — президент же ясно сказал — терпеть до 12 мая.

3. Кремль не спешит соглашаться с ректором Высшей школы экономики Ярославом Кузьминовым, который заявил РБК о риске скатывания в бедность среднего класса. «Кто будет под бóльшим ударом, под меньшим ударом, пока рано говорить», — полагает Дмитрий Песков. Между тем, возможно, власти было бы и на руку в связи с предстоящими тяжелыми в политическом плане временами избавиться от среднего класса — «офисного планктона» мегаполисов, в меру зажиточной интеллигенции и прочих его представителей, которые последние десятилетия и составляли основу непарламентской оппозиции и вообще свободомыслия. Не мешать сливаться среднему классу с беднотой, не оставляя ему свободного времени на бунтарство. С другой стороны, как бы не получилось, как в конце 19 — начале 20 века, когда интеллигенты-народники «заразили» низшие слои общества революционными настроениями. А потом была партия эсеров с революционным террором и победой на выборах в Учредительное собрание. Господа, может, все-таки не стоит банкротить средний класс?

4. Власти России, похоже, все-таки решили, с кем они в усиливающемся геополитическом споре между США с партнерами и Китаем. Это видно хотя бы по тому, как настойчиво российский МИД защищает Поднебесную от нападок стран Запада из-за коронавируса. Так, во вторник глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о том, что звучащие из ЕС заявления о якобы распространяемой Россией и Китаем дезинформации о ситуации с коронавирусом безосновательны. Мог бы сказать за свою страну, но вставил и Китай, хотя не только на Западе сильны сомнения в правдивости официальной китайской статистики по «ковиду». Притом что, на первый взгляд, разумнее было бы дистанцироваться от намечающейся большой мировой драки — вести себя, как Китай в СБ ООН, когда голосуются антироссийские резолюции, — воздерживаться. Но, вероятно, у российских властей надежд на скорый выход из санкционного режима не осталось.

Понятно, что есть и польза от углубленной интеграции с Поднебесной — ей ввиду грандиозных проектов и технологического уклада понадобится много российских нефти и газа. Но опасности для российского общества также велики — в частности, как справедливо отмечают авторы исследования Московского центра Карнеги, это экспорт автократических тенденций и технологий. Например, систем «большого брата». Собственно, делегации Москвы и Татарстана не зря ездили в КНР в 2018-19 гг. для изучения «умной полиции» и систем распознавания лиц. Эти регионы первыми ввели электронные пропуска. И это может быть только началом.

5. Русской службе Би-би-си стало известно возможное имя одного из главных фигурантов расследования о крушении Boeing рейса МН17. На Донбассе этого человека называли «Владимир Иванович» и говорили, что он — куратор всей военной операции на востоке Украины. Источники Би-би-си утверждают: за этим именем может скрываться действующий первый замруководителя пограничной службы ФСБ России генерал-полковник Андрей Бурлака. В июне прошлого года международное следствие по разбившемуся рейсу MH17 заявило о причастности к доставке ЗРК «Бук» на позицию в Донбассе и к удару по по малайзийскому Boeing трех россиян и украинца.

Здесь важно, что трое подозреваемых россиян не находились в тот момент в РФ на госслужбе, были добровольцами, действовали как бы на свой страх и риск. А вот новый подозреваемый, если информация Би-би-си официально подтвердится, — это уже другой коленкор. Тут установить связь с российскими властями следователям будет несложно. И соответственно по окончании начавшегося суда в Гааге — новый пакет экономических санкций для России, если та откажется признать вину и выплатить огромные компенсации. Ну что, не смешите наши «Искандеры»?

Николай Ульянов