Posted 19 июня 2020,, 15:52

Published 19 июня 2020,, 15:52

Modified 30 марта, 13:58

Updated 30 марта, 13:58

Поправки к Конституции под ударом, Лукашенко переиграл Кремль, Игнатьев унесет в могилу тайну иска к Путину

19 июня 2020, 15:52
Николай Ульянов
«Росбалт» подводит итоги дня, определяя самые интересные события и тренды в разных сферах жизни.

Итак, чем запомнится 19 июня 2020 года?

1. «Дымовая» поправка к Конституции не заработает

Оценку Венецианской комиссией Совета Европы (СЕ) поправок к Конституции РФ прокомментировали в российском парламенте, но не в Кремле или федеральном правительстве. Это особенно интересно в свете того, что многочисленные поправки к Конституции считаются своего рода дымовой завесой над главным нововведением — обнулением сроков президентства Владимира Путина.

Составители поправок из числа прокремлевского парламентского большинства изначально делали упор на поправку о приоритете конституционных норм над международным законодательством и соглашениями, мотивируя его необходимость заботой о суверенитете страны. Но, как определила Венецианская комиссия, решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) обязательны для выполнения странами-членами Совета Европы, в том числе Россией. Фактически речь идет о том, что Россия в случае отказа исполнять решение ЕСПЧ сама создает условия для автоматического исключения ее из Совета Европы, куда ее делегация недавно триумфально вернулась.

И похоже, что в Кремле такой развязки не хотели бы, с учетом затяжной политической борьбы с Украиной и ее сторонниками среди европейских государств за возвращение в СЕ, поэтому и хранят молчание. У Кремля есть два варианта действий в данной ситуации: отказаться от спорной поправки или просто не применять ее после утверждения в отношении вердиктов ЕСПЧ под любым благовидным предлогом. Очевидно, что РФ пойдет по второму пути, поскольку времени на корректировку или отмену поправки уже нет. Но это еще раз подтвердит декларативность и «дымность» всех поправок в Конституцию, сопровождающих главную — про сроки президентства Путина.

2. Кремль сдался Лукашенко?

Александр Лукашенко вел себя в пятницу после ареста своего «промосковского» конкурента на выборах Виктора Бабарико как победитель. С одной стороны, он заклеймил «зарубежных кукловодов», под которыми четко понимались руководители «Газпрома» и начальники более высокого уровня, надо полагать, в администрации президента РФ. С другой, протянул руку дружбы Кремлю, заявив, что между ним и Путиным ничего не искрит и он приедет на парад Победы 24 июня вместе с семьей. И даже позвонил Путину по телефону и обсудил все, кроме главного вопроса нынешней российско-белорусской повестки — истории вокруг «Белгазпромбанка» и других компаний со значительной долей в капитале ведущих экономических субъектов РФ. В последнее, конечно, верится с трудом, но российская сторона также не стала афишировать эту тему, если она все же обсуждалась двумя президентами.

Очевидно, что Кремль (судя по высказываниям пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова) демонстративно отстранился от конфликта в ходе белорусских выборов из-за ареста промосковского, как считается, кандидата в президенты Белоруссии Бабарико, назвав это внутренним делом соседней страны. А Евросоюз, хотя это явно не его игра, поддержал белорусскую оппозицию (читай — пророссийскую) и потребовал выпустить из-под ареста Бабарико с сыном и тех, кто вышел в их поддержку на многочисленные пикеты. И пообещал Минску санкции в случае проведения нечестных выборов. Можно было бы предположить, что Москва и Брюссель ведут общую игру в Белоруссии, если бы не продление в пятницу со стороны ЕС на очередные полгода санкций против РФ за Украину.

Судя по молчанию Москвы, Лукашенко действительно обыграл Кремль (ведь сложно предположить, что руководство «Газпрома» по своей инициативе готовило «майдан» в Минске), и тот смиренно принял свое поражение. Хотя, возможно, Владимир Путин просто не хочет портить себе два праздника — парад Победы и голосование по обнулению его президентских сроков. И уже в июле ответит строптивому «батьке» по полной, как сделал это в отношении Украины в 2014 году, дождавшись окончания Олимпиады.

3. Смерть после иска к президенту Путину

Бывшего главу Чувашии Михаила Игнатьева, умершего на 59-м году жизни, похоронят 21 июня в Чебоксарах. История со смертью Игнатьева, руководившего регионом 10 лет, отправленного президентом РФ в отставку в январе 2020 года в связи с утратой доверия и оспорившему в суде свое увольнение, очень странная.

Как я отмечал ранее, известие об иске Игнатьева к Путину по поводу его отставки, принятом к рассмотрению Верховным судом, никак по существу не комментировалось Кремлем и, похоже, застало его врасплох. При этом оно вызвало форменную истерику на политических телеграм-каналах, так или иначе связанных с федеральной властью. По сути, суд бывшего губернатора с президентом оспаривал сам факт вертикали власти и десакрализировал президента Путина. И раздувал пламя регионального сепаратизма, которого, похоже, в Кремле в связи с расширением полномочий губернаторов из-за пандемии и не очень внятной работы федерального правительства серьезно опасались.

Похоже, что теперь мы не узнаем, что на самом деле стояло за иском Игнатьева к президенту. Не увидим Владимира Путина в суде, пусть даже шанс на это был сугубо гипотетическим. И именно такая развязка очень интригующей политической головоломки вызывает вопросы, ведь Игнатьев выглядел вполне здоровым человеком и не входил в группу риска по Covid-19.

Николай Ульянов

Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.