Posted 22 июня 2020,, 16:54

Published 22 июня 2020,, 16:54

Modified 1 февраля, 01:53

Updated 1 февраля, 01:53

Конфуз патриарха, силовой министр культуры, Украина заразила Штаты войной памятникам

22 июня 2020, 16:54
Николай Ульянов
«Росбалт» подводит итоги дня, определяя самые интересные события и тренды в разных сферах жизни.

Итак, чем запомнится 22 июня 2020 года?

1. Поздравление с торжественной скорбью от патриарха

Очередная годовщина начала Великой Отечественной войны оказалась как бы прелюдией для главного государственного патриотического ликования этого лета — военного парада на Красной площади 24 июня. И здесь власти пригодился главный храм Вооруженных сил в подмосковной Кубинке, который в понедельник был торжественно открыт в присутствии президента Владимира Путина и патриарха РПЦ Кирилла. Кстати, открытие пафосного храма, избавившегося после скандалов в прессе от спорных мозаик с первыми лицами страны и Иосифом Сталиным, в день начала войны, видимо, запутало сложными смыслами православного патриарха, и он поздравил присутствовавших со «знаменательным, скорбным, но одновременно торжественным днем». Получилось, что патриарх назвал день начала самой страшной войны в истории России торжественным, да еще и поздравил с ним, и это не укрылось от взора общественности. По поводу открытия храма патриарх мог бы поторжествовать отдельно, и конфуза бы не вышло.

Выступление же Владимира Путина было дежурным и скучным, изобиловало общими словами. Похоже, Путин решил, что предметно прокомментировал истоки войны в своей нашумевшей статье для журнала National Interest, в которой изложил традиционную советскую версию, с которой не согласны многие европейские страны. Возможно, в том числе, и поэтому на парад на Красной площади 24 июня решили не приезжать многие иностранные лидеры. Ведь спустя 75 лет после победного парада на Красной площади общей оценки причин начала войны нет даже среди держав-победительниц.

Между тем, главное военно-патриотическое событие лета ждет нас 24 июня. Парад отказов от военных смотров в регионах РФ продолжается — в понедельник самоотвод из-за эпидемиологической обстановки взял Краснодар. Множатся и отказы со стороны приглашенных Кремлем на парад на Красной площади иностранных гостей. К череде высокопоставленных отказников присоединился президент Хорватии Зоран Миланович, у которого якобы сломался самолет. Похоже, парад в Москве будет совсем бедным на первых лиц иностранных государств. И это неприятно, ведь тогда на трибуне рядом с Путиным не удастся «разбавить» Александра Лукашенко с сыновьями, одержавшими на днях убедительную победу в тираническом стиле над промосковской партией накануне выборов президента Белоруссии. Эта картинка подчеркнет триумф Лукашенко и станет подарком для белорусской пропаганды для еще большего затаптывания оппозиции.

2. Министр культуры сделала свой выбор

Гособвинение попросило суд приговорить к шести годам колонии режиссера Кирилла Cеребренникова за мошенничество и штрафу в 800 тыс. рублей. Но любопытен и показателен даже не этот эпизод начавшихся прений сторон по делу Серебренникова и «Седьмой студии» в Мещанском суде Москвы, а заявленная на них позиция Минкультуры.

Дело в том, что накануне российские деятели культуры обратились с открытым письмом к главе Минкульта Ольге Любимовой с просьбой лично ознакомиться с результатами проведенных экспертиз по делу «Седьмой студии» в преддверии вынесения решения суда. Письмо подписали почти 3,5 тысячи человек. Подписанты в своем обращении, инициированном режиссером Михаилом Бычковым, призывали отозвать иск о причинении ущерба Минкультуры к режиссеру Кириллу Серебренникову и другим фигурантам дела и таким образом «способствовать справедливому разрешению процесса».

Однако, похоже, прав был режиссер Александр Сокуров, сказавший: «Назначение нового министра культуры лично мне не внушает никаких надежд. Ничего хорошего ожидать не следует». Представитель Минкульта в суде заявил, что считает доказанным факт хищений 129 млн рублей при реализации проекта «Платформа» студией Серебренникова и от иска отказываться не собирается. Возможно, министр-новичок решила, что сейчас ей нужно быть ближе к силовой касте, чем к подведомственной театральной.

3. Снесенные революцией

В Нью-Йорке руководство Американского музея естественной истории решило демонтировать памятник президенту Теодору Рузвельту, установленный в 1940 году при входе в учреждение культуры. Мэр города Билл де Блазио поддержал это решение и напомнил, что скульптуру давно называют символом расовой дискриминации. Памятник представляет собой конную статую Рузвельта, по бокам которой на земле стоят фигуры индейца и африканца.

Стоит отметить, что памятники сейчас летят с постаментов по всем Соединенным Штатам на волне беспорядков, вспыхнувших после смерти при задержании полицией чернокожего гражданина с криминальным прошлым. Сначала сносили памятники конфедератам, затем добрались до Колумба, и вот теперь на очереди президент Рузвельт.

Мне кажется, в данном случае можно было не лишать музей привычной достопримечательности и переделать композицию, посадив на лошадей индейца и негра. Но, видимо, принципы революционной необходимости такие компромиссы отрицают.

Интересно, кстати, что главной страной мира по борьбе с памятниками до нынешнего обострения расового вопроса в США была Украина, где за короткое время посносили все статуи Ленина и других видных представителей советского государства, включая военачальников времен Второй мировой войны.

Правильно ли то, что происходило на Украине, а теперь разворачивается в США? С точки зрения упомянутой революционной необходимости — да, но с оговорками. Например, в России после поражения ГКЧП снесли несколько культовых памятников советским вождям, например, Железного Феликса на Лубянской площади. Но не стали устраивать советским памятникам «геноцид» по всей стране, поскольку они — часть истории.

С точки зрения же демократии, снос памятников толпой или из страха перед ней — это неправильно. Такие вопросы необходимо выносить на референдум, и население само уже решит, портит ли тот или иной памятник вид или атмосферу любви и дружбы. Думается, при таком подходе устояли бы и большинство памятников на Украине, и статуя маршала Конева в Праге, и Колумб с Рузвельтом в Америке. Но даже в цитадели мировой демократии ее можно поставить на колени. Есть у революции начало, нет у революции конца!

Николай Ульянов

Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.