Posted 25 июня 2020,, 17:30

Published 25 июня 2020,, 17:30

Modified 30 марта, 13:56

Updated 30 марта, 13:56

Голосование началось с провокаций, Лукашенко не хочет в Ростов, а президентский пряник ломает зубы IT-бизнесу

25 июня 2020, 17:30
Евгений Евдокимов
«Росбалт» подводит итоги дня, определяя самые интересные события и тренды в разных сферах жизни.

Итак, чем запомнится 25 июня 2020 года?

1. В России началась «уникальная» неделя

По случайному совпадению, начало голосования по поправкам в Конституцию РФ пришлось на День работника статистики. Представителям этой профессии теперь придется постараться, чтобы уложить в строгие графики и таблицы итоги нынешнего эпохального мероприятия, которое проводится в жизнь с таким буйством политической фантазии. «Давайте введем термин эксклюзивная, разовая, уникальная акция, чтобы не было путаницы, чтобы не было ссылок на действующее законодательство», — это ведь не кто-нибудь из записных оппозиционеров сформулировал, а сама Элла Памфилова, глава нашего Центризбиркома.

Теперь целую неделю мы будем наблюдать размах, с которым эта, и правда, уникальная акция будет проходить. Примечательно, что нам до сих пор пытаются втолковать, зачем все это вообще понадобилось. Неужели все прошлые усилия на этот счет признаны тщетными?

Вот Дмитрий Медведев со словами, что поправки направлены на расширение принципа разделения властей, а также помогут закрепить трудовые и социальные права граждан. Вот и Дмитрий Песков, который взялся пояснить, почему Путин в 2012 году говорил, что его решение после двух сроков вновь не баллотироваться в президенты — доказательство неавторитарного характера российской политической системы, а теперь вдруг согласился на «обнуление». Но тут кажется, кремлевский пресс-секретарь еще больше все запутал, длинными построениями с нагромождением терминов вроде «эвентуальный» и «субстантивный».

И только сам президент уверен, что он всем все уже объяснил. Так что Путин ограничился лишь строгим предупреждением, что при голосовании нельзя допускать никакой «принудиловки» и «накрутки» явки, не говоря уже о сбоях при учете голосов. По его словам, это важно, что впоследствии никто и никогда не смог поставить под сомнение волеизъявление россиян.
Похоже, Путина ждет разочарование, потому что, едва стартовав, «всенародное голосование» приобретает отчетливый привкус скандала. Мало того, что начались, выражаясь языком ЦИКа, провокации — удавшиеся попытки проголосовать дважды. Так еще и Еврокомиссия дует на огонь — там вдруг разглядели, что поправка о приоритете Конституции РФ над международным правом нарушает прежние обязательства России.

Впрочем, в Кремле явно уверены, что все дрязги рано или поздно забудутся, а «счет на табло» останется.

2. Лукашенко не хочет к Януковичу в Ростов

Если белорусскому «Батьке» и правда не удастся удержаться у власти после президентских выборов, которые пройдут 9 августа, то он явно не собирается прятаться в России, как это сделал его украинский коллега Виктор Янукович, изгнанный своим народом в 2014 году. Иначе Александр Лукашенко не стал бы тыкать в Кремль горящей палкой, осуждая «российских кукловодов» за вмешательство в выборы. В международных отношениях такое обвинение уже стало ничем иным, как дипломатической формулой вызова на дуэль.

В Москве на брошенную перчатку ответили мгновенно, причем демонстрируя, что сдерживаются уже из самых последних сил. «Минск не привел аргументов в связи с обвинениями во „вмешательстве“, так что следовало бы задуматься о том, насколько такие заявления отвечают действительности», — сказал Дмитрий Песков. Дальше, по этой логике, следует задуматься о том, «отвечает ли действительности» тот, кто это произнес, то есть президент Лукашенко.

Многие по-прежнему уверены, что Россия «Батьку» никогда не сдаст. Правда, объясняют это уже иначе, не тем, что он восхитительно хорош. Упорно отстаивая суверенитет Беларуси, Лукашенко растерял всех своих фанатов в России. Теперь говорят, мол, проигрыш на выборах бессменного президента станет плохим примером для российских граждан. Однако можно с уверенностью предсказать, что Путин и такую ситуацию обернет в свою пользу, тут он мастер: «Обидел Россию и проиграл. Не забывайте, кто нас обидит — три дня не проживет». А с тем, кто придет на место Лукашенко, в Кремле как-нибудь договорятся, раз уж даже герой армянского протеста Никол Пашинян ведет себя смирно и проблем не создает.

3. Айтишникам сломают зубы об подарок президента

«Нам кнута не надо, если что — и пряником стукнуть можем». Нет, это не цитата из Черномырдина, а описание ситуации, в которую вылился подарок Путина отечественной IT-индустрии. Как говорится, следите за руками. Сначала президент обещает налоговый маневр, чтобы сделать Россию самой привлекательной страной в мире для IT-бизнеса, круче в этом отношении, чем Индия и Ирландия. А на следующий день газета «Коммерсант» узнает, что правительство тут же нашло способ компенсировать упущенные доходы бюджета, да так, что «участники рынка опасаются, что это нивелирует эффект обещанных мер поддержки».

По идее, родившейся в Минкомсвязи, расходы казны на президентский подарок надо восполнить, «отменив нулевой НДС на продажу исключительных прав на программное обеспечение (ПО) и прав на пользование ПО по лицензионным договорам». В переводе это означает, что иностранный софт заметно подорожает — по первым оценкам, примерно на 17 процентов.

И если кто-то думает, что его это не коснется, потому что он никакие программы не покупает, то это заблуждение. Косвенно за софт мы платим все, ведь расходы на него включены в цену множества иногда самых неожиданных «конечных продуктов».

Евгений Евдокимов

Смотрите на YouTube-канале «Росбалт. News» итоговую программу «О!Пять! Росбалт», где представлен авторский взгляд журналистов агентства на самые интересные события недели в стране и мире.