Posted 31 марта 2015,, 08:43

Published 31 марта 2015,, 08:43

Modified 31 января, 03:34

Updated 31 января, 03:34

Грузины хотят в ЕС больше, чем в НАТО

31 марта 2015, 08:43
В Грузии, похоже, началась подготовка к парламентским выборам 2016 года. Борьба политических сил выстроена на агитации за НАТО и против него, а также на экономических «проколах» нынешней власти.

Международный Республиканский институт (IRI) провел социологическое исследование в Грузии, одним из вопросов которого было отношение населения к вступлению страны в НАТО. Опрос был проведен весьма своевременно, поскольку в Грузии все чаще стали звучать голоса, в том числе, из правящей коалиции «Грузинская мечта», против вступления страны в Североатлантический альянс. Но об этом – чуть позже. А пока, по данным американского института, 75% опрошенных поддержали интеграцию Грузии в НАТО. Отрицательно к такой перспективе отнеслись всего 15% респондентов. Отметим, что по итогам плебисцита 2008 года за вступление в НАТО проголосовало 77% населения, против – 23%.

А вот интеграцию с Евросоюзом приветствует 85% опрошенных; «против» - всего 9%. Напомним, что летом прошлого года Грузия подписала Соглашение об Ассоциации с ЕС, и теперь население страны с нетерпением ждет от саммита «Восточного партнерства», который состоится в Риге в мае текущего года, решения о безвизовом режиме с ЕС. «Шенген» для граждан Грузии вряд ли откроется в столь близком будущем, но об этом - тоже ниже. А пока вернемся к вопросу Грузия–НАТО, приобретшему в последнее время скандальный оттенок.

Сначала против НАТО, которое вскоре откроет в Грузии свой тренировочный центр (власти подчеркивают, что именно центр, а не базу) пошумели неправительственные организации и некоторые политические силы, ратующие за евразийскую интеграцию и сближение Грузии с Россией. Традиционно их окрестили «пятой колонной» и «агентами Кремля». Параллельно бывшая власть – партия «Единое национальное движение», руководимая экс-президентом Михаилом Саакашвили, - обвинила власть нынешнюю в смене внешнеполитического курса с Запада на Север. Правительство бьет себя в грудь и чуть ли не клянется, что это неправда.

И тут представитель правящей коалиции, лидер партии «Промышленность спасет Грузию» Гоги Топадзе в интервью одной из грузинских газет открыто заявил, что «значительная часть» населения настроена в отношении НАТО весьма скептически. Он подчеркнул, что Грузия не получила ничего хорошего от «ругани» России, и задался вопросом: «Что мы получили, крича НАТО, НАТО?» «Ясно как Божий день, что НАТО нам не видать, как своих ушей. Разве НАТО вмешалось в конфликты в Абхазии и Южной Осетии? Или в войну на Украине? Допустим, произошло чудо, и НАТО вошло сюда. Наши политики знают, что это погубит страну. Представьте себе, вошло НАТО и установило прямо на Кавказском хребте ракеты, нацеленные на кабинет Путина в Москве. Россия позволит нам это сделать? Украина покажется цветочками, безобидной игрой. Россия нам говорит, не надо вам входить в НАТО, давайте договариваться. К тому же, нам прямо говорят, что нас в НАТО не примут», - сказал Топадзе.

Он также заявил, что Грузия «переборщила с демократизмом», включая отсутствие ограничений на работу в республике зарубежных неправительственных организаций, в то время как многие страны блокировали у себя счета НПО. По словам политика, посредством НПО американцы «перевернули очень многие страны». «Так случилось в арабских государствах, Ираке, Египте, Югославии, Ливии, сейчас то же самое происходит в Сирии. Может, хватит уже под лозунгами демократии разрушать страны?» - заявил политик.

«НАТО, - сказал он, - агрессивный военный блок, и я не хочу, чтобы моя страна в нем состояла, потому что контуры третьей мировой ядерной войны уже обозначаются. ... Евросоюз не является военным блоком, Евразийский союз - тоже. Евразийский союз является одной из возможностей, где нам будем лучше. То, что русские агрессоры и отняли у нас территории, это мы знаем. …Но что нам может дать русофобия?»

Вероятно, чтобы не скомпрометировать всю правящую коалицию, премьер-министр Ираклий Гарибашвили заявил, что правительство не разделяет «настроений» Топадзе. «Для меня такая позиция неприемлема, но я не вижу в ней ничего трагичного, поскольку это его личная позиция, а не мнение коалиции и правительства», - сказал он. Премьер также подчеркнул, что курс властей Грузии на вступление в НАТО и ЕС остается неизменным.

В свою очередь спикер парламента Давид Усупашвили, считающийся самым взвешенным политиком в Грузии, разъяснил, что отношения с НАТО нужны Грузии для обеспечения мира и безопасности страны, а не для развязывания новой войны. «В 2017 году в Грузии состоится заседание Парламентской Ассамблеи НАТО, и это очень важное для нашей страны событие. Несмотря на то, что Грузия не является членом альянса, решение ПА НАТО провести это мероприятие в Грузии есть еще одно выражение непоколебимости решения о членстве Грузии в НАТО», - заявил спикер.

Но до запланированного заседания Грузию в 2016 году ожидают парламентские выборы. Похоже на то, что подготовка к ним уже началась, и социологическое исследование, которое провели и продолжат проводить американцы, создают для выборов соответствующую почву. Примечательно, однако, что в грузинском обществе к «чужим» социологическим исследованием относятся с большим недоверием, поскольку зачастую их результаты отражают реальность с точностью до наоборот.

И все же если нынешнее исследование и грешит по части цифр, оно, тем не менее, обозначило тенденции, имеющие место в Грузии. Так, в рейтинге политических партий продолжает лидировать правящая коалиция «Грузинская мечта». Правда, за год ее электорат сократился с 54% до 36%. Вторую позицию занимает партия Саакашвили «Единое национальное движение» - неизменные 15%. На третье место вышла партия экс-министра обороны Ираклия Аласания «Наша Грузия – Свободные демократы», которая в конце прошлого года покинула правящую коалицию - 10%. Четвертое место у «Лейбористской партии» - 6% . Пятое поделили между собой партия экс-спикера парламента Нино Бурджанадзе «Объединенное демократическое движение» и «Альянс патриотов» - по 5,5%. Остальные политические силы, по опросу, не дотягивают до пятипроцентного барьера, преодоление которого необходимо для членства в парламенте.

Премьер Гарибашвили хоть и заявил, что «Рейтинги – это удел бездельников», и вообще «у общественности есть вопросы относительно того, кем они делаются», а для него важнее облегчить положение населения, но 55% этого самого населения, по данным IRI, считает, что «страна развивается в неправильном направлении», и только 25% довольны ее развитием. При этом 64% полагает, что в Грузии увеличилось количество безработных, а главными проблемами грузинской экономики являются обесценивание национальной валюты и высокие налоги - 81% и 45% соответственно. То, что экономическое положение в целом в Грузии ухудшилось, отмечают 62% опрошенных.

Что же касается грузино-российских отношений, для 44% они не изменились. Ухудшение отношений отметили 26% респондентов, а улучшение - 21%.

Словом, проценты могут быть несколько притянуты за уши, но тенденция ясна, и она определенно работает не на имидж нынешних властей Грузии и не на смену внешнеполитических предпочтений грузинского общества. Бурджанадзе, которая встречалась с Владимиром Путиным в условиях разрыва дипломатических отношений с Россией, и которая считается «пророссийским» политиком, хотя и называет свою партию «прогрузинской», заявила в контексте результатов соцопроса, что США пытаются бороться с прогрузинскими силами: «Это уже стало традицией, в Грузии никто не удивляется цифрам, написанным в Вашингтоне. … Как только рейтинг нашей партии и лично мой начинает расти, американцы тут же начинают активно действовать для того, чтобы население свыклось с мыслью, что якобы в Грузии есть поддержка у проамериканских сил, а у нас, которых они считают прогрузинской силой, якобы поддержки в населении нет».

А в понимании социолога и политического аналитика Валериана Горгиладзе, реальность, которую рисует IRI, опирается на некие «эмпирические данные», в интерпретации которых он сомневается. «Результаты исследования IRI отражают не то, что думает население Грузии о том или ином вопросе, а то, каким хочет видеть IRI мнение населения Грузии, - сказал аналитик грузинскому агентству «Интерпрессньюс». - Исходя из этого, мы имеем дело с прямой попыткой манипулирования общественным мнением и формирования желаемых настроений. Происходит прямое и довольно грубое замещение в рейтингах политических партий. … Абсурдна и оскорбительна ситуация, когда в суверенной стране исследование политических партий, общественных настроений и проблематики, интерпретацию данных, презентацию результатов и инициирование общественной дискуссии проводят организации из других стран. Такого нет ни в одной европейской стране».

Как видно, продолжил аналитик, IRI, выкладывая результаты своих исследований, желал сказать, что «неправильное направление», по которому идет Грузия, не поможет ее вступлению в НАТО или ЕС. «К сожалению, IRI ничего не говорит нам о том, когда исполнится эта заветная мечта. Вместе с тем, по мнению IRI, население Грузии должно быть запугано и обеспокоено из-за агрессии России в отношении Украины, что логически должно вызывать у населения Грузии обостренное стремление к вступлению в НАТО. Я сомневаюсь в этих результатах», - отметил он. «Куда пропал из политических рейтингов Бидзина Иванишвили? - также задается вопросом Горгиладзе. - Или руководители IRI считают, что Бидзина Иванишвили больше не является доминантным фактором грузинской политики?»

И еще одно наблюдение социолога и аналитика: «Прогнозы и предсказания в наше время стали самым неблагодарным делом, так как в современном мире динамика событий меняется очень быстро. Я считаю, что судьбу парламентских выборов во многом решит процесс или процессы, которые развиваются за пределами нашей страны». Но, отметил он, если во внутренней политике ничего особенного не произойдет и страна спокойно подойдет к выборам 2016 года, можно условно прогнозировать некоторые данные не в процентных, а в абсолютных показателях. Так, полагает Горгиладзе, коэффициент поддержки правящей «Грузинской мечты» может колебаться в пределах 500-550 тысяч голосов, «Национального движения» - 280-300 тысяч избирателей, «Объединенных демократов» - 200-250 тысяч, «Свободных демократов» - 170-200 тысяч и «Альянса патриотов» - 150-170 тысяч голосов.

Но вернемся к перспективам интеграции Грузии в ЕС и НАТО. Соглашение об Ассоциации Грузии с Евросоюзом ратифицировали законодательные органы 16 государств ЕС и Европарламент. Для вступления документа в силу он должен быть ратифицирован всеми странами-членами Евросоюза. Основными моментами соглашения являются режим свободной торговли между Грузией и ЕС и отмена визового режима для грузинских граждан. Но последнее вряд ли случится скоро: ЕС постоянно указывает Грузии, что она должна обеспечить «адекватное распределение исполнительной, законодательной и судебной власти, улучшение политического климата, недопущение мести по политическому признаку» и т.д.

Касаясь вопроса открытия «шенгена», руководитель представительства ЕС в Грузии Янош Херман фактически заявил, что все зависит от поведения Грузии. А Рижский саммит, на который грузины возлагают большие надежды, не рассматривает визовую либерализацию непосредственно в контексте этого мероприятия, сказал он. «В последнее время в Грузии находились несколько миссий Евросоюза, целью которых было ознакомление с выполнением задач, предусмотренных планом действий по визовой либерализации. Соответствующий отчет Еврокомиссия опубликует до Рижского саммита», - доложил еврочиновник. Предугадать, каким он будет, Херман, по его словам, не может. Окончательное решение о введении безвизового режима примет Европейский совет, сообщил он.

Словом, Грузии ЕС пока ничего не обещает. Равно как и НАТО. Накануне спецпредставитель генсека альянса в государствах Южного Кавказа и Центральной Азии Джеймс Аппатурай сообщил в онлайн интервью, организованном Атлантическим советом Грузии, что летом текущего года в Грузии состоятся совместные с НАТО военные учения. По его словам, по сравнению с Украиной и Молдовой «Грузия на данном этапе получает от НАТО наибольшую помощь с точки зрения усиления обороноспособности». Спецпредставитель также полагает, что все три страны испытывают сильное давление со стороны России с тем, чтобы они изменили свой политический курс. Но о возможных сроках вступления в НАТО Аппатурай ничего не сказал.